Воспитание детей в православной семье

 ВОСКРЕСНАЯ  ШКОЛА  ХРАМА  ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ  ЕПАРХИИ

 

Дипломная работа по курсу:

Уроки христианской нравственности

ученицы 8 класса Тупицыной Анны

 

 

Колпино

Санкт-Петербург

2011-2012 учебный год

 

 

 

Содержание

 

 

1. Введение……………………………………………………………… ( стр. 3 )

2. Зачем нужны дети? .............................................................................. ( стр. 4 )

3. Младенец……………………………………………………………... ( стр. 5 )

4. Крещение ребенка. Обязанности крестных родителей……………. ( 5 – 6  )

 

Семья как школа

5. Религиозное воспитание…………………………………………….. ( 6 – 8  )

6. Воспитание любви и милосердия…………………………………... ( стр. 8 )

7. Трудовое воспитание………………………………………………... ( стр. 9 )

 

8. Почему страдают дети? ...................................................................... ( 9 – 10 )

9. Заключение…………………………………………………………... ( стр. 11)

10. Список использованной литературы……………………………… ( стр. 12)

 

 

Введение

           

Все у нас должно быть второстепенным

в сравнении с заботой о детях и с тем,

чтобы воспитывать их в наказании

и научении Господнем.

 

Свт. Иоанн Златоуст

 

Появление детей –  это качественное изменение в жизни, совершенно новый этап в жизни семьи. В наше время многие семьи не хотят обременять себя заботой о ребенке. Конечно, для нормальных супругов рождение ребенка - это очень большая радость и счастье. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то и человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, являя в нём образ Воскресения». Но всякое хорошее дело, а особенно такое важное как рождение и воспитание детей не совершается без искушений. И умножение семьи всегда несёт за собой новые трудности и проблемы... Как прийти к взаимопониманию, чтобы общение приносило радость, чтобы и через тридцать лет, быть такими же близкими, как в детстве? Господь дает детей для того, чтобы родители, вложив в них все самое лучшее, необходимое, духовное, воспитав их, пустили подготовленными во взрослую жизнь.

Но не надо забывать, что дети нуждаются в любви и понимании. Любить детей нужно не как свое порождение, не как надежду на помощь в дальнейшем, не как предмет своей гордости, а как людей. Любить так, чтобы доверяли. И не зря Иоанн Богослов пишет об иссякании любви во многих, потому что и Христос пришел к людям, чтобы заново воспламенить их любовью, но поскольку она иссякла, они Его не приняли, гнали и распяли. В последнее время все больше хлопочут о своем личном спасении, а не о спасении других.

Одна из задач родителей -  научить ребенка отличать доброе от злого, истину от лжи, а  душевную красоту от душевного уродства, привить вкус к добру и сердечное желание ему следовать. А времени для этого отведено родителям не так уж и много, всего 10—12 лет, до подросткового возраста, когда дети начинают отстраняться от родителей.

Вторая задача – воспитать ребенка в Страхе Божием. Религиозная вера не может быть навязана человеку; она не что-то постороннее человеку, она - необходимая потребность человеческой природы, главнейшее содержание внутренней жизни человека. Когда родители заботятся о том, чтобы ребенок рос правдивым, добрым, развивают в нем правильное понятие о красоте, вкус к прекрасному, они не навязывают ему чего-либо чуждого или несвойственного его природе, а только помогают в себе самом усматривать те свойства и движения, которые свойственны человеческой душе.

В этой работе мне хотелось бы рассмотреть возможные пути достижения этих целей.

 

 

Зачем нужны дети?

 

Если в народе браки оскудевают детьми, то это признак глубокой нравственной испорченности.

 

( Г. И. Шиманский)

 

Плодитесь и размножайтесь

                                                                                                          (Быт. 1,28)

 

Почему супруги рожают детей? Если устроить опрос среди родителей на эту тему, можно будет услышать весьма разные ответы. Кто-то скажет: «Дети – это наше продолжение, мы хотим оставить на земле след, чтобы наша фамилия, наш род продолжались». Или, например: «Мы хотим иметь опору и поддержку в старости»; «хотим, чтобы дети реализовали наши планы и мечты, которые не смогли осуществить мы»; «если вступили в брак – нужно рожать детей, без них семья будет неполной». И все эти ответы содержат долю истины. Конечно, каждая семья должна стремиться к продолжению рода, любой родитель хочет, чтобы ребёнок покоил его в старости, и многие супруги хотят, чтобы дети продолжили их дело, и достигли в нём больших успехов, чем они сами (хотя, конечно, каждый человек должен сам выбрать свой путь в жизни).

Но самый главный мотив рождения детей должен быть только один – любовь к детям.

Очень хорошо это видно на примере многодетных семей. Многодетных родителей не страшат никакие трудности, экономические и жилищные проблемы, потому что они любят детей. Они знают, что каждый новый ребёнок даёт им новое счастье. Что бы мы ни делали: играли с детьми, учили чему-нибудь, наказывали их, нужно всегда руководствоваться только одним – любовью к ним.

Но, к сожалению, многодетные семьи в наше время являются редкостью. Количество же бездетных семей растет. В ветхозаветные времена бездетность считалась наказанием за грехи рода. Многие объясняют отсутствие детей  ограниченным бюджетом, но материальные трудности существовали всегда, и преодолеваются они только материальным трудом. Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3,10).

Многодетные семьи – одна из форм распространения христианства. Христианская община ещё в самом начале объявила аборты грехом. Но, в 20-ом веке отношение в народе к абортам изменилось. Их стали рассматривать как средство контроля рождаемости. Следствием такого положения в России стал демографический кризис. В том же веке в психиатрии навязчивых страхов добавился ещё один – боязнь иметь детей. В его основе лежит нежелание самоотвержения, т.е. эгоизм.

Жена твоя. как плодовитая лоза. в доме твоем; сыновья твои. как масличные ветви. вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь…Увидишь сыновей у сыновей твоих.

                                                                                                          (Пс. 127. 3-6)

 

Иметь братьев и сестер необходимо для благополучия любого ребенка. Единственный ребенок обделен чем-то очень существенным. Если родители умрут он останется один на белом свете.

 

 

Младенец

 

В первые месяцы после рождения ребёнка некоторые женщины забрасывают все дела и занимаются только младенцем. Это совершенно неправильно.

Специалисты утверждают: «Парадоксально, но факт: мамочки, посвящающие всё своё время и силы младенцу, как правило, в результате получают плаксивого, болезненного и нервного ребёнка.

            Почему так происходит? Малыш эмоционально очень сильно связан со своей матерью, и если чувствует её подсознательное желание проводить с ним как можно больше времени, всеми доступными способами будет удовлетворять это её желание. Часто просыпаться по ночам, плакать каждый раз, когда мать обращает внимание на кого- -либо другого, и вообще не отпускать от себя маму ни на шаг. Как правило, беспокойные дети бывают у тех родителей, чьи отношения далеки от абсолютной любви и взаимопонимания». Ребёнок только тогда послужит объединению семьи, когда родители будут вместе заботиться о нём.

            Основные ночные хлопоты с младенцем несет мать, а не работающий отец, но ведь она, замученная бессонными ночами, и физически, и морально нуждается в помощи. Слова апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6,2) , относятся к супругам более, чем к кому-либо другому.

 

 

Крещение ребенка и обязанности крестных родителей

 

Путь каждого христианина к Царству Божию начинается с Таинства Крещения. Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние. Православная Церковь учит, что вера в таинство и связанное с этим искреннее желание его принятия являются необходимыми условиями для того, чтобы действие таинства было спасительным:

 

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не     будет веровать, осужден будет” (Мк. 16: 16).

 

Защитить своего ребенка от проблем и невзгод - самое важное для родителей. Младенца, по традиции Церкви, следует крестить на восьмой или сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния – двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времен появились крестные – люди, по вере которых крестят младенцев. Задача крестных, как ее видит Церковь, помочь родителям в православном воспитании крестников. Быть крестным – и почетно, и ответственно.

Крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами, должны знать молитвы, читать Евангелие. Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в христианском воспитании ребенка. И, конечно, важным критерием должна быть степень вашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

У человека может быть только один крестный родитель. Важно только, чтобы он был того же пола, что и крестник. Не могут быть крестными нехристиане – атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были. Исключительная ситуация – если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах иноверца вы уверены – тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского. Муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка.                                                                                                                                                                                                                                                  

Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за ребенка, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте. Крестные обязаны молиться за своих крестников, что бы Господь удержал их на пути благочестия. Главное, в чем может и должен помочь крестный, и в чем он берет на себя обязательство, – это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь крестнику возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только Крещением. По учению Церкви, за то, как крестные родители позаботились об исполнении этих обязанностей, с них так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание собственных детей.

Если со стороны крестного наблюдается измена вере, то есть отпадение в католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни – по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестного. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.

 

 

Семья как школа

 

«Семья - домашняя церковь - своеобразная школа, которая учит любви, помогает духовно расти и познавать Слово Божие. Она должна быть местом проповеди Евангелия Царства Божия, школой ознакомления с христианскими таинствами и богослужением, а также учить нравственности. Семья – школа для детей и родителей».

                                                                                                             (протоиерей Глеб Каледа)

 

Религиозное воспитание

 

Основой воспитания крепких в вере христианских детей является напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, в которой они участвуют в соответствии со своим возрастом и особенностями своего характера. «Дух веры и благочестия родителей должен почитаться могущественным средством к сохранению и воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях» - святитель Феофан Затворник.

Такая сопричастность к духовной жизни необходима для развития христианских знаний и навыков у детей и является залогом превращения со временем отношений родители – дети, старшие -  младшие в отношения духовных друзей. Тогда родители будут делиться духовным опытом, при этом возрастая, заимствуя духовный опыт и знания у своих детей.

Существует так называемый «духовный эгоизм». Он основан на принципе «я спасаюсь, а до других мне дела нет». Часто можно наблюдать случаи, когда родитель духовный, религиозно образованный, а дети у него верят только поверхностно. Святой Иоанн Златоуст говорит: «…если ты упражняешься даже в высшем любомудрии, а о других погибающих не радишь, то не будешь иметь никакого дерзновения перед Богом».

Должное отношение верующих родителей к детям можно выразить словами из псалма: величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе (Пс. 33,4)

Семья и дети даются человеку для апостольского служения и проповеди. Именно там должно появляться первое понятие о вере. Например, свт. Василий Великий писал: « Понятие о                                                                                                                                                                    

Боге приобрел я с детства, от блаженной матери моей и бабки». « Я воспитан своею бабкою от которой заучил я изречения блаженного Григория, сохранившиеся от нее по преемству памяти, кои и сама она соблюдала и во мне с малолетства соблюдала, образуя меня учением благочестия» (196 письмо к Неокесарийцам). В семье Василия Великого начальное религиозное воспитание шло от женщин. Также в пример можно привести Нонну, обратившую своего мужа в христианскую веру (впоследствии он стал пресвитером, а затем епископом Назианским). У верующих родителей соответствующие дети. Их сын – Григорий Богослов.

Задача воспитания – вложить в сердца начатки веры, раскрыть её и подготовить детей к жизни. По слову Христа, Царствие Божие внутри вас есть (Лк. 17, 21). Оно не дается воспитанием, Оно – дар Бога, но воспитание способно расчистить пути к его принятию. Начальные стадии воспитания ложатся на плечи матери. Она учит ребенка крестному знамению и молитве, затем начинает возрастать роль отца.

В ребенке должно возрастать сознание бытия Божия, Его могущества и любви, и не только понимание необходимости молитвы, но и живая потребность в ней. Для этого и нужно воспитание, пример родителей, их молитвы за ребенка.

Ребенок учиться молиться ещё совсем маленьким. Ему тогда ещё не понятен весь смысл молитв, поэтому нужно их упрощать или объяснять, создавать более краткие молитвы. Нужно приучать детей не только к молитвам, но и к посещению церкви. Оно не должно быть обременительным.

Уже у младенцев  необходимо воспитывать чувство ответственности за свои поступки и чувство долга. Первое воспитывается не только беседой, но и наказанием, второе – примером родителей. В детях должна быть боязнь греха, способность к покаянию. Без чувства стыда и скромности невозможно сохранить на жизненном пути душевную и телесную чистоту.

Религиозно-нравственное воспитание значительно облегчается наличием у детей постоянного духовника, причем в детях воспитывается должное к нему отношение, соответствующее его сану и положению.

Еще до школы родителям следует рассказать детям об основных вехах Священной истории, раскрывая при этом достоверность Библии в свете научных данных: дети должны уметь преодолевать влияние антихристианской пропаганды.

Со школьниками следует проводить систематические занятия по изучению Евангелия и Символа Веры и ознакомлению их, хотя бы в самом общем виде, со смыслом и содержанием церковного богослужения. Многие отдают детей в воскресные школы с этой целью. Эти школы должны прежде всего воспитывать религиозное чувство нравственности и благоговения. Но само религиозное воспитание закладывается прежде всего в семье, а дополнительное обучение может лишь помочь ему.

Занятия лучше всего вести поэтапно, постепенно углубляясь в изучение.

Невозможно предложить определенную программу для занятий с детьми, пригодную для каждой семьи. Однако в занятиях домашнего типа можно выделить пять основных разделов:

Общий обзор Библейской истории

Систематическое изучение Евангелия

Ознакомление с общим строем и смыслом богослужения

Изучение Символа Веры и ознакомление с основами

Уроки христианской нравственности.

 

В больших семьях приходится раздельно проводить занятия со старшими и младшими детьми. Религиозные беседы с детьми должны быть радостными. При фанатическом давлении у ребенка может возникнуть протест против религии вообще. Излишняя опека во всех мелких и крупных вопросах жизни может привести к тому, что они либо окажутся неспособными к жизни, к принятию собственных решений, либо замкнутся от родителей и сбросят с себя все, чему родители их до этого учили.

В переходном возрасте у подростков происходит критическое переосмысление мира, появляется стремление утвердить свою  самостоятельность и независимость личности.

Отсутствие духовных основ в детском воспитании – вот главная причина роста подростковой преступности.

Основным противоречием подросткового периода является самоутверждение и критицизм, а также мучительное желание быть понятым другими людьми и повышенный интерес к их взглядам.  

Детей нужно приучать к духовному послушанию, регулярной исповеди и Причастию. Приучать детей к духовному руководству можно лишь в том случае, если у самих родителей есть постоянные духовники.

Таким образом, семья является своеобразной школой религиозного воспитания. Её задача привить веру ребенку с самого детства и помочь детям на прохождении жизненного пути.

 

 

Воспитание любви и милосердия

 

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою   (Ин. 13, 35)

 

Любовь, как и вера, без дел мертва (Иак. 2, 20). Детей нужно приучать заботиться о родителях с раннего детства. Почитай отца твоего и мать твою. Если родители не будут подавать хороший пример (заботиться друг о друге), то они вырастят эгоиста. Воспитание требует не открытого кошелька, а открытого сердца.

Любовь, как и вера, достигает совершенства делами (Иак. 2, 22). Надо устанавливать для детей постепенно возрастающие обязанности. С раннего младенчества  детей надо приучать делиться друг с другом, помогать друг другу, старших – привлекать к воспитанию младших.

Для нравственного климата семьи полезны совместные бытовые хозяйственные дела, в которых участвуют все члены семьи, семейные походы, поездки за город, посещение святынь, музеев, исторических мест и т. п., беседы на религиозные и другие темы.

Любовь между детьми создаётся любовью родителей.

Любовь, взращиваемая в семье, должна распространяться и за её пределы; …будем делать добро, а наипаче своим по вере (Гал. 6,10). Не унывайте, делая добро (2Фес. 3,13). Эта любовь ко всем людям начинается с малого: уступить место пожилому человеку, помочь одинокой старушке, сделать кому-нибудь подарок, подать милостыню – это лишь малая часть, вариантов множество.

Необходимо воспитывать в детях навык «спешить делать добро». Следует рассказывать о святых подвижниках, и приводить примеры подвигов героев добра и любви. Человеческие образы обладают удивительной учительной силою.

Воспитание любви и легко – ибо душа человека, как заметил Тертуллиан, по природе своей христианка, - и трудно, ибо в мире по причине умножения беззакония во многих охладела любовь (Мф. 24,12).

Любовь должна быть горячей, деятельной и благоразумной.

 

 

Трудовое воспитание

 

Трудовое воспитание – это формирование в человеке созидательного начала. Оно может проявляться в творчестве, в садоводстве, в уборке, в научной деятельности, в воспитании в себе личности и т.п., - во всех этих действиях проявляется подобие Богу- Творцу. Религия облагораживает всякое дело, если оно делается во имя Бога и любви.

Посажу в пустыне кедр, ситтим, мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие. Представьте дело ваше, говорит Господь <…> и мы будем знать, что вы боги (Ис. 41,19-23). Вот библейское отношение к созидательному человеческому труду и творчеству: «рука Господня соделала» и человек «сотворил сие».

В трудах возрастает любовь, и трудовое воспитание – это подготовка к делам любви. Тот, кто не приучен к труду, не может помочь нуждающемуся. Выразить ему свою любовь и сочувствие. Отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм и беспомощность даже в простейших житейских  ситуациях.

Формы трудового воспитания могут быть разнообразными, в зависимости от условий и обстоятельств жизни семьи. В трудовое воспитание входит отношение к школьным урокам и выполнение домашних заданий. Важно приучить ребенка к умственному труду, к работе мысли.

Христианин должен добросовестно относиться к труду в каждой порученной ему обязанности по церкви, по дому, по работе и т.п., но не должен относиться к этому фанатично.

Трудолюбие должно пронизывать все человеческое естество. Ум его не может быть не занят. Человеку, не приученному к труду, сложно бороться с грехом. Ум – ограждение от греха, особенно от пагубных увлечений молодости.

Православие относится к труду и как к послушанию, и как к творчеству. Послушание необходимо для борьбы с греховностью, а творчество – это дар, за который нужно благодарить Господа и чувствовать ответственность за обладание им. Развивая свои таланты, мы преумножаем их, а не используя их в труде. утрачиваем. Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется (Мк. 4,25).

Таким образом, детей нужно приучать к полезному труду. Благодаря этому, они не станут эгоистами, будут нуждаться в деятельности и стремиться помогать другим.

 

Задача семьи заключается в том, что бы воспитать детей в Страхе Божием, научить их любить, быть милосердными и трудолюбивыми, всегда готовыми помочь. Дети, воспитанные по таким правилам, в любых ситуациях будут оставаться крепкими в вере.

 

Почему страдают дети?

 

Бог не посылает наказание детям за родительские беззакония и грехи, но Он может вразумлять самих родителей через скорби, которые случаются с их детьми. Но это не наказание детям, это средство для воспитания самих родителей, для того чтобы была спасена вся семья. Например, отец пьёт, ведёт разгульный образ жизни. Но вот тяжело заболевает его любимый сын. И он бросает пить и обращается с горячей молитвой к Богу об исцелении ребёнка

Для того,  чтобы определить природу болезни, нужен взгляд духовный. Особенно это важно, если болен ребенок. Потому что это существо хрупкое, нежное, как только что распустившийся цветок. Если цветок не поливать, если за ним не ухаживать, не взращивать, то он погибнет, засохнет. Вообще можно сказать так: вся деятельность врача, а вместе с ним и родителей, которые лечат ребенка, должна быть направлена как бы сверху вниз: духовное, душевное и телесное. Поэтому ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, КОГДА РЕБЕНОК ЗАБОЛЕВАЕТ, ДОЛЖНА БЫТЬ МОЛИТВА.

Конечно, когда заболевает ребенок, сердце родителей не может быть спокойным,

начинается волнение, которое часто переходит в суетливость. И вот оставить эту суетливость          

помогает молитва. Тут можно поступить так. Если родители чувствуют, что они находятся в состоянии паники, то нужно на мгновение остановиться. Просто встать и ничего не делать. Подойти к иконе. Собраться с духом. Помолиться. Потом тихо, спокойно продолжать свои дела. Потому что эта суетливость не приносит ничего, кроме расстройства ребенку.

Даже с точки зрения обычной психофизиологии, которая, конечно, сюда не очень привязывается, но просто как эффект сопутствующего характера всегда себя проявляет, - спокойный ребенок, действительно, всегда находится в состоянии какой-то сбалансированности, внутренней середины, и вот это внутреннее равновесие по-другому запускает все физиологические процессы. Они просто текут совершенно иначе, они достигают цели. Человек, который пляшет на месте, никогда не попадет из лука в десятку. Нужно остановиться - и потом выстрелить. А если очень высокая температура, или острое отравление, или еще какая-то опасность, когда каждая секунда дорога? Даже если внезапно подпрыгивает температура, то уж «Господи, помилуй» всегда можно сказать перед тем, как что-то предпринять. Или даже одновременно с лечением. Тем более в момент опасности это нужно!

Когда Господь с учениками плыл в лодке, уснул, началась буря, так что лодка покрывалась волнами, ученики в страхе и трепете разбудили Его, и первое, что Он сказал, было: «Что вы так боязливы, маловерные? Как вы могли сомневаться в том, останетесь вы живы или нет, если Я с вами в одной лодке? ». «Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Мф. 8, 24 - 26). И вот это чувство должно быть: что Господь рядом.

Иногда, действительно, бывают в жизни такие случаи, когда человек просто не знает, как ему поступить. А положение настолько экстремальное, что поступок нужен, во что бы то ни стало. И вот в этот момент нужно помолиться.

Серьезная болезнь ребенка всегда говорит о том, что для семьи настало время покаяния. Она побуждает усилить наши духовные труды. В доме всегда должна быть крещенская вода на такие вот особые случаи.

Болезнь - это и школа воспитания, и школа взаимной уступчивости. Здесь есть всё. Это целый мир. И в этом мире люди вдруг начинают меняться. Все приобретают какую-то пользу. Родители - как попечители о духовном и телесном состоянии ребенка. Другие дети приобретают навык заботы о ближнем, сочувствия, подчинения каких-то своих желаний тому, что происходит в семье.

Семья - это единое тело, и часто духовный груз, который на ней лежит, распределяется между ее членами неравномерно. Случается, что дети несут непосильный груз и расплачиваются своим здоровьем за грехи и ошибки родителей.

Больные дети принимают на себя подвиг мученичества и юродства ради того, чтобы Господь не до конца прогневался на этот мир, и мы, может быть, благодаря им еще имеем время на покаяние. Но мы, по нашей нераскаянности, по нашей привычке не думать о своих грехах, а винить в них кого-то другого, не чувствуем этого. И вот - ропот: если, мол, Бог справедлив, то как Он допускает страдание детей? Да, Бог справедлив. Он не учит нас грешить. Он говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Для нас не был бы труден вопрос, за что страдают дети, если бы в этом, как и во всем, мы взирали на Христа Спасителя, соизмеряли с Ним всю нашу жизнь. За что страдают дети? За что страдал Сам Спаситель? Ведь Он безгрешен. Каждый рождающийся в мир младенец несет на себе печать первородного греха. А Господь и того не имел. Он - чище любого ребенка - страдал, и как!.. Вот и ответ на вопрос: за что страдают дети. За наши грехи. За наше нерадение о спасении их душ, о своем спасении.

 

 

Заключение

 

В этой работе я попыталась раскрыть тему о воспитании ребенка в православной семье.

Наиболее важные моменты данной работы:

¾    рождение ребенка – Божий дар

¾    воспитание ребенка дело очень ответственное

¾    родители должны вложить детей  все самое лучшее, необходимое, духовное и пустить их подготовленными во взрослую жизнь

¾    нужно давать детям любовь и понимание

¾    следует научить ребенка отличать доброе от злого, истину ото лжи

¾    воспитать ребенка нужно  в Страхе Божием

¾    в первые месяцы после рождения ребенка  не нужно уделять ВСЕ свое время ребенку

¾    ребенка следует крестить не 8-ой или 40-ой день жизни

¾    семья является школой и должна дать  ребенку  религиозное и трудовое воспитание, а также воспитать в нем любовь и милосердие

¾    иметь братьев и сестер необходимо для благополучия ребенка

¾    Бог не посылает наказание детям за родительские беззакония и грехи, но Он может вразумлять самих родителей через скорби, которые случаются с их детьми

 

Тема по воспитанию детей очень интересна. Всю информацию в этой работе мне не удалось изложить, так как  до конца её не изучить. Единую схему воспитания составить невозможно, ведь у каждой семьи свои характерные черты, потребности, возможности, разное окружение и т.д.  Но каждая семья может попытаться использовать советы, приведенные выше.

 

Воспитание детей – всегда радость.  Помните это!

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Новый завет ( Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна;

2. Соборное послание святого апостола Иакова

3. Послание к Галатам святого апостола Петра

4. Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

5. 196 письмо к Неокесарийцам

6. Первая книга Моисея. Бытие

7. Псалмы 33 и 127

8. Святитель Иоанн Златоуст

9. Святитель Феофан Затворник

10. Книга пророка Исаии

11. Семейное счастье (Данилов мужской монастырь, Даниловский благовестник, Москва 2008)

12. Православный календарь для семейного чтения на каждый день Год семьи 2004 (Сатисъ,    Держава, Санкт-Петербург, 2003)

13. http://www.zavet.ru/                                        

14. http://pavel-gumerov.ru/

15. http://www.k-istine.ru/base_faith/mystery/mystery_kozlov-01.htm

 




© Создание сайта IT Pegas Studio - www.pegas-studio.net