Широко почитание преподобного Серафима в современной России и православном мире. Он стоит в одном ряду с такими великими святыми как Святитель Николай Мирликийский и преподобный Сергий Радонежский. И, если преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом Земли Русской, собирателем государства, то преподобный старец Серафим - это воплощенная Душа русского народа, светоч нашей Православной веры.
Кто же этот человек, почитание которого постоянно ширится и умножается в России и во всем мире, и который через 170 лет после своей смерти продолжает собирать и объединять около себя таких разных людей, от простого гражданина до президента России?
Многие из нас долгое время ничего не знали о преподобном Серафиме Саровском. О достойном представителе мировой религиозной мысли, великом русском праведнике и чудотворце, многие из пророчеств которого уже сбылись. В Большой Советской Энциклопедии не написано ни слова, поэтому краткая история жизни и почитания святого поможет лучше осмыслить его значение.
В конце XVII века на земле Мордовии в склонах Саровской горы, образованной крутыми берегами рек Сатис и Саровка подвижники копали пещеры и оставались в них жить годами. По воскресеньям и праздникам они приходили на Литургию в подземную церковь святых Антония и Феодосия Печерских. Над катакомбами постепенно рос монастырь: строились кельи, освящались храмы. Известность Саровского монастыря и местных старцев-пустынножителей росла. Очень скоро его стали называть "академией монашества". В середине XIX века Оптина пустынь стала преемницей саровских традиций.
Преподобный Серафим (в миру - Прохор Исидорович Мошнин), родился в Курске в купеческой семье в 1759 (по другим данным - 1754) году. В 1778 г. возрасте 19 лет поступил послушником в Саровский монастырь. 13 августа 1786 года он был пострижен в монашество с именем Серафим (евр. яз. - "пламенный"). Через несколько лет Серафим удалился в скит - Дальнюю пустыньку на правом берегу реки Саровки, совершая монашеское делание, повторив все подвиги древних отцов. Здесь он 16 лет пребывал в отшельничестве. Из них 3 года он провел в совершенном молчании, а тысячу дней и ночей стоял на камне в непрестанной молитве. После этого в веригах и власянице провел 10 лет в затворничестве. Затем, выйдя из затвора, стал принимать страждущих, утешать и исцелять их. Двенадцать раз в продолжении земной жизни он был удостоен явления Божией Матери. Серафим Саровский принял живое участие в основании Дивеевского монастыря. К старцу при жизни приходила за духовной помощью и утешением, а после праведной кончины - молилась - вся Россия. Каждого приходившего к нему святой старец приветствовал словами: «Христос Воскресе! Радость моя!» Умер старец 2 января 1833 года. Прославился тем, что возродил учение отцов о Святом Духе, обильными чудотворениями и пророчествами. В июле 1903 года мощи старца были обретены. Акт канонизации был приурочен к дню рождения святого и торжественно совершен в Сарове при большом стечении народа и в присутствии царя Николая II.
В 1918 году земли Саровского монастыря были национализированы., мощи преп.Серафима были вскрыты и вывезены в неизвестном направлении, сам монастырь в 1927 году закрыт, монастырские колокола сброшены в реку Саровку, а имущество монастыря было окончательно разграблено. На многие десятилетия в Сарове смолкли слова церковной молитвы. Но Церковь и народная память сохранили почитание молитвенника Земли Русской и сердечную любовь к нему. О местонахождении мощей святого, след которых, судя по документам, теряется после Великой Отечественной войны, никто ничего не знал.
Особое значение преподобного Серафима для православных людей связано с вторым обретением его мощей в 1991 г., когда они почти случайно были найдены завернутыми в ковер в запасниках Музея истории религии и атеизма, располагавшегося тогда в здании Казанского собора в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Это событие глубоко взволновало и обрадовало многих, укрепило веру в Промысл Божий о России. Это было поистине чудом милости Божией, когда великий молитвенник о Земле Русской через свои мощи снова явил людям свою любовь и предстательство о них перед Богом в один из самых ответственных моментов истории страны. В том же 1991 г. мощи преподобного проезжают по городам России- Петербург, Москва, еще два десятка городов по дороге в Дивеево. И везде десятки тысяч людей выходят навстречу, встречают и провожают со слезами радости и умиления. И все 14 лет поток паломников в Серафимо-Дивеевский монастырь только растет.
И если общецерковное и общенародное почитание было вызвано множеством пророчеств, обильными чудесами и заступничеством преподобного Серафима за всех людей, то сокровенный смысл почитания преподобного Серафима связан и с его заветом о стяжании Духа Святого. Эти слова стали одной из самых цитируемых фраз в последнее десятилетие. Действительно, в жизни христианина огромное значение имеет почитание Святого Духа, молитвенное обращение к Нему, соединением с Ним. По- серафимовски - "стяжание Святого Духа".
Отвечая на вопрос журналистов, кем для него является преподобный Серафим Саровский, епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий сказал: "Для меня преподобный Серафим стал образцом внутренней жизни человека. Он сумел так очистить свою душу, сердце и ум от грехов, что фактически его взору было открыто небо, как древним пророкам библии. Он очень просто может говорить о небесных вещах, божественных, … а он жил в совершенно реальном мире - это наш соотечественник, который жил не так давно и при жизни не так много сказал, но его наставления исполнены удивительной глубины. "Батюшка, - спрашивали его, - в чем смысл христианской жизни?" - "В стяжании Духа Святого". "Батюшка, почему сегодня так мало святых и спасающихся?" - "А потому, братец мой, что нет у людей решимости". И как сегодня нам близки эти слова - дух решимости покидает нас и смертельный дух уныния мы должны отгонять от себя".