Время Великого Поста мы проводим в размышлении, в созерцании и испытании своей совести. Мы воздерживаемся от пищи и сосредоточенно стараемся взирать во глубину своего сердца. И делаем это во имя одного - дабы наше сердце, равно как и вся наша человеческая природа, освободились от греха.
Мы знаем, что грех, который является причиной всех человеческих скорбей, страшен тем, что создаёт непреодолимую преграду для обладания любовью. Человек не сможет вкусить любви, не сможет достичь цели поставленной перед ним Христом, если не преодолеет грех своей жизни. Грехи вносят в нашу жизнь беспорядок, хаос и не дают возможности Божественной Любви укорениться в нашей природе.
Когда мы говорим о грехе против людей, то имеем в виду то зло, которое мы способны совершать и совершаем вольно или не вольно в отношении наших ближних. Недаром ещё ветхозаветный Моисей в своём десятисловии - заповеди, полученной от Бога на горе Синай, ясно определяет и перечисляет все эти грехи, которые отдаляют человека от спасения. Это - убийство, присвоение чужого, обман и связанное с ним лжесвидетельство, прелюбодеяние и зависть. И если объединить все эти грехи вместе, то получиться одно зло. И до тех пор, пока один человек причиняет зло другому человеку, в сердце этого, причиняющего зло, не может возникнуть любви. Вот почему, много слыша о любви, рассуждая о любви, назидаясь в храмах - мы не можем в сердце своём воспитать это великое чувство.
Почему же творимое зло мешает возникновению любви в наших сердцах? Для этого надо задуматься, что же такое зло? Зло возникло в мире через удаление ангельских ликов от Бога, и чем дальше они удалялись от Бога, отдалялись разумно и свободно, тем больше зла становилось в мире. Зло не есть нечто извечно существующее, оно не было заложено Творцом в творение, злу нет места в промышлении и замысле о мире. Но зло всегда возникает там, где есть удаление от Бога, и чем дальше от Бога, тем больше зла.
Мы знаем из Библии, что первое удалившееся от Бога существо получило название сатаны, т.е. противника. Противника чего? Противника Божественной Любви. Задумаемся, что происходит с нами, когда мы творим зло? Мы повторяем действие сатаны и становимся его сотрудниками в этом мире, не размышляя, к чему приводит это сотрудничество с диавольским миром. Но если мы веруем в Бога и чувствуем Божие присутствие в этом мире, мы так же должны верить и в то, что существует объективная вне зависимости от нас злая сила, действие которой мы усиливаем через наш грех, через то зло, которое мы совершаем. Будим помнить об этом всякий раз, когда обижаем наших ближних, когда пытаемся построить своё благополучие за счёт них, будь то делом, словом или помышлением. Будем помнить, что всякий раз в этом случае мы включаемся не в Божественный план домостроительства, но в диавольский план разрушения Божьего творения. И желая причинить зло другому, получив за счёт этого собственную выгоду, мы наносим страшный удар по самим себе.
Будем помнить, что всякое зло, обращенное к ближнему, является злом против нас самих. И страдают люди более всего от зла, которое творят сами. Страдают в этой жизни, нарушая свой внутренний покой, ожесточая сердца и не давая Божией благодати проникнуть в своё существо, и будут вечно страдать в будущем, ибо через зло удаляют себя от Бога. И если сейчас, в спасительные дни великопостного подвига, рассуждая о своей духовной жизни, зорко всматриваясь в своё сердце, увидим там склонность к творению зла ближнему - приложим все силы, чтобы оградить себя от этого зла. Это принесёт нам великую пользу.
Нам Господь дал разум ясный и чистый до тех пор, пока мы не омрачаем его сами. Господь дал нам волю, посредством которой мы способны управлять собой. Применим же весь этот Божий дар для того, чтобы искоренить зло из своей жизни. В этой задаче нет ничего недосягаемого. Огромное количество людей живших ранее и наших современников, часто побеждают в себе зло и становятся святыми, о чём свидетельствует нам Церковь.
Когда же мы почувствуем, что не имеем в сердце зла к ближнему, что не способны причинить зло ближнему ни словом, ни делом, ни даже мыслью, мы почувствуем, что вместо зла, греха и неправды, совершенно естественно поселится в нас новое благодатное чувство безграничной любви к Богу и человеку. Обладание этой любовью и есть цель нашей христианской жизни. Воспитание в себе этого чувства и есть цель нашего великопостного поприща. Недаром воздыхая ко Господу молитвой преподобного Ефрема Сирина, мы просим у Бога даровать нам дух любви. Аминь.
Прот. Серафим Сологуб