С чего начинается СЕМЬЯ?

Выпускницы воскресной школы
Храма Вознесения Господня
Толстых Дарьи

2010 год.

Теряем традицию.

Единственная ценность жизни - это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. К сожалению, мы теряем самую главную традицию - умение жить семейной жизнью. Сегодня понимание христианских ценностей и ориентиров в обществе в лучшем случае только возвращается. Святейший патриарх Алексей отмечал, что результатом многолетней безбожной государственной политики стало не только разрушение семьи, но и повреждение понятия о ней, тех понятий, которые русская православная церковь на протяжении тысячелетий взращивала в сердцах русских людей.

Сейчас семья переживает тяжелые времена и не только в России, но и во всём мире. В Англии 50% семей живут в разводе, а в России-40%. Только восемь процентов детей во Франции рождаются в семье. В России - половина. Эта тенденция возрастает. Имея точную статистику, можно подсчитать, через какое время исчезнет христианский мир.

Любовь или влюбленность?

Создавая семью, молодежи никто не говорит, что это то над чем нужно работать. Любовь не добрая по существу, это то, что появляется в результате брака, то есть те чувства, которые существуют до брака это еще не любовь. Это влюбленность, увлечение. Оно может быть сильное, постоянное, пламенное, но это еще не любовь. Из этого может получиться любовь - семейное чувство, может, если над этим работать. Впоследствии супруги должны, насколько это возможно, возделывать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними пребывал Третий — Христос. Конечно, вначале, пока семейная жизнь новобрачных не войдёт в нормальное русло, и пока они не узнают друг друга как следует, они могут испытывать некоторые трудности. Между собой супруги должны иметь очищенную любовь — для того чтобы получать друг от друга взаимное утешение и быть в состоянии исполнять свои духовные обязанности. Чтобы прожить в согласии, они должны, прежде всего, положить в основание жизни любовь — ту драгоценную любовь, которая заключается в духовном благородстве, в жертвенности, а не любовь ложную, мирскую, плотскую. Если присутствует любовь и жертвенность, то один человек всегда ставит себя на место другого, понимает его, испытывает за него боль. А принимая ближнего в своё страдающее сердце, человек принимает в своё сердце Христа. Полноценной любви человек добивается всю свою жизнь. Это дар Божий, который дается по благодати. Чтобы достичь такой любви, нужно стяжать благодать и хранить ее. И когда человек живет в браке целомудренной чистой жизнью, то это путь стяжания благодати и путь возрастания любви. Конечно же, такие браки, когда один человек противен другому, - ненормальные. Но и горячая страсть - это тоже ненормальность; страсть проходит, а то, что останется, когда страсть пройдет, - это и есть основание для семейной жизни. Поэтому должны быть симпатия друг к другу, наличие общих интересов, желателен близкий уровень образования, социального положения. Должна быть небольшая разница в возрасте. А до любви нужно дожить, заслужить ее нужно. И тогда через 10-15 лет муж смотрит на жену, а жена - на мужа, и он думает: "Какое счастье, что я женился на ней", а она: "Какое счастье, что я вышла замуж за него". Понимание того, что это - избранник единственный, другого человека рядом представить себе невозможно, и есть любовь. Любовь — удивительное чувство, но оно не только чувство, оно — состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, когда вдруг вижу его сущность.

С чего начинается семья.

Семья-это малая церковь. Основание этой церкви полагается в таинстве венчания, но венчания не достаточно для того, чтобы семья состоялась. Если таинства венчания не совершается, то два человека сожительствуют, совместно ведут хозяйство, а образования семьи как единого благодатного духовного организма не происходит. В Православной Церкви переход к самостоятельной жизни явно обозначен - она начинается с венчания. До этого ты - ребенок, ты должен чтить родителей, должен жить семейной жизнью, но в семье родителей, а венчание - это создание своей собственной семьи. Таинство венчания начинается с этих слов: "Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей". Это должны сознавать и родители, и дети - раз венчание состоялось, значит, молодые должны продолжать чтить своих родителей, но жить уже за свой счет, то есть должны быть готовы содержать свою семью. А дело родителей - не вмешиваться в жизнь детей, а только молиться и по необходимости помогать. Благословили - значит отдали.

Становится понятно, зачем нужны дары благодати, которые муж и жена получают в Таинстве брака. Для христиан любовь – это не абстрактная субстанция, разлитая в воздухе. Это, скорее, способ бытия, уподобляющий человека Богу, который Сам есть – Любовь. И если супруги-христиане видят, что их грехи убивают в них способность к этому Богоподобному бытию, они знают, чем лечить этот недуг. Причащаясь в Таинстве Евхаристии пречистых Тела и Крови Христовых, члены Церкви непостижимым образом соединяют себя со Христом. И получают силы дальше бороться за свою любовь с собственным эгоизмом. А Венчание открывает для супругов возможность совместно приступать к Евхаристической чаше.

И если в обычном браке муж и жена вынуждены сами, из последних сил пытаться пронести свою любовь сквозь житейские бури и катаклизмы, то в христианском браке гарантия единства мужа и жены – в единении их со Христом, подающим им терпение и кротость, способность уступать в спорах и нести тяготы друг друга.

А чтобы окончательно понять разницу между Церковным браком и гражданским, следует просто посмотреть, каковы свойства любви, подаваемой Христом. Апостол Павел пишет: “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит”

Пусть любой человек, сколь бы скептически он ни относился к христианству, попытается примерить эти характеристики к своему чувству. И стазу станет ясно, почему человеческая любовь так уязвима и хрупка, а Божественная – сильнее смерти.

В христианском браке муж и жена верят, что даже физическая смерть не разрывает единства их любви, и что, по слову святителя Иоанна Златоуста, “…в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг другом в великой радости”.

Об обязанностях мужа и жены.

В Священном Писании сказано, что главою семьи является муж. Он почитает Бога, исполняет Его волю, а жена смиряется перед мужем, почитает его, а дети почитают родителей. Сегодня мы видим обратную картину. Муж перестал чтить Бога, перестал исполнять Его волю, стал оказывать непослушание. Вследствие этого жена, как правило, оказывает непослушание мужу. Дети тоже перестают слушать своих родителей. Когда жена начинает постепенно завоевывать авторитет и власть в семье и муж отодвигается на вторые роли - это путь к распаду семьи. Должен быть авторитет мужа и отца. Это очень важно. Точно так же, как для мужа должен быть авторитет Бога. У каждого в семье есть свои обязанности. Муж содержит семью, а жена должна быть хранительницей дома. В православной традиции жена должна быть все же домашним человеком, детей воспитывать. Это великий труд - вести дом, хозяйство, и женщина обычно этим только и занималась. Женское любоначалие прежде всего оборачивается против самой женщины. Взяв на себя бремя власти, она очень быстро утрачивает женственность. В ней как-то незаметно пропадает особенная женская мягкость, простота обращения, сострадательность, удивительное чисто женское милосердие. Вот что пишет святая царица Александра о роли жены: «Она должна быть великодушной, добросердечной. Женщина, чье сердце не трогает вид горя, которая не стремиться помочь, когда это в её силах, лишена одного из главных женских качеств, которые составляют основу женского естества. Настоящая женщина делит с мужем груз его забот. Чтобы не случилось с мужем в течении дня, когда он входит в свой дом, они должен попасть в атмосферу любви. И когда наступает мрак, и невзгоды обступают мужа, преданные глаза жены смотрят на мужа, как звёзды надежды, сияющие в темноте. Когда он сокрушен, её улыбка помогает ему снова обрести силу, как солнечный луч распрямляет погибший цветок. ” Верной жене не нужно быть ни мечтой поэта, ни красивой картинкой, ни эфемерным созданием, до которого страшно дотронуться, а нужно быть здоровой, сильной, практичной, трудолюбивой женщиной, способной выполнять семейные обязанности и иметь все-таки ту красоту, которую дает душе веру в Бога.

Что значит быть в счастливом браке.

Я думаю, что в первую очередь христианская семья должна быть счастливой. Это не значит, что надо потакать друг другу во всем. В центре семьи должна быть любовь, должна быть радость, а не постоянная мука во имя какого-то идеала, часто выдуманного. Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Есть ещё один секрет счастья в семейной жизни - это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Ещё один важный элемент-это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким для мужа. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена будет охотно интересоваться делами мужа. Пусть оба сердца разделяют и радость и страданья, пусть они делят пополам груз забот. Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, заботиться о своих детях, помогать друг другу сочувствием, словами одобрения. Вот что значит жить одной жизнью, а не двумя. Друг от друга не должно быть никаких секретов. Друзья у них должны быть только общие. Таким образом две жизни сольются в одну жизнь, и они разделят желания и чувства, радость и горе, удовольствие и боль друг друга. Без благословения Бога семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость семейной жизни может быть в любой момент разрушена. Ощущение единства в любви, единство в Боге - это когда в твоей семье любят Бога и друг друга. Это и есть самая большая радость, тем более, когда видишь, что вокруг бушует опасная житейское море, кругом шторм и буря, а в твоей семье - тишина, благодать, мир, любовь и Христос. Тогда в сердце приходит благодарность Богу.

Крах брака - развод.

«Супруги этимологические означает двух волов, запряженных в один плуг.»
Архимандрит Рафаил (Карелин)

В наше время развод стал повседневным фактом, люди относятся к этому вопросу очень легко. Церковь смотрит иначе. Развод – одна из самых больших трагедий, какая может настигнуть человека. Он представляет собой конец не только той любви, которая обусловила брак, но конец надежды на целую жизнь, полную радости и глубины. Почему люди расходятся? Как может случиться, что два человека, которые друг друга полюбили, вдруг обнаруживают, что любви между ними нет, и что им остается только разойтись? Я думаю, причина этого – непонимание того, что семейная жизнь, как и жизнь вообще, насыщена не только радостями, но и неприятными моментами. Совместное преодоление трудностей в браке ведет к духовному единению супругов и в конечном счете укрепляет семью. У многих молодых людей возникает отношение к браку, как к чему-то пробному, а к другому человеку, как к вещи: подошло – не подошло, жмет - не жмет. Развод в Церкви понимается именно как катастрофа, в результате которой брак перестал существовать. Поэтому никаких обрядов и священнодействий для расторжения брака в Церкви нет, и никогда не было. В любом священнодействии Церковь призывает Божье благословение на людей и их добрые начинания. Ну а что можно благословить в разводе? Ничего. Можно лишь с горечью признать, что одной любовью на Земле стало меньше.

Как сохранить брак.

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»
Священное Писание

Для того чтобы сохранить брак необходимы следующие условия:

  1. брак совершается свободным избранием вступающих в него
  2. он является пожизненным союзом мужа и жены
  3. супруги должны хранить взаимную верность
  4. добрачное целомудрие
  5. продолжении рода - священная задача брачующихся
  6. семья-малая церковь, главой которой является муж.

Эти основы христианского брака были и остаются залогом прочности семьи. Без них семья лишается жизненных корней.

Необходимое условие для образования крепкой христианской семьи – найти будущим супругам хорошего духовника. Когда супруги не найдут между собой согласья, то они пойдут к духовнику, надеясь на Бога. Лучше чтобы у всех членов семьи был один духовник, поскольку, зная семейные проблемы, он сможет давать каждому соответствующие советы. Самое важное – научиться хранить семью, потому что сатанинские силы обрушиваются именно на союз Божественный, прежде всего они пытаются разлучить человека с Богом. Самый великий подвиг в супружеской жизни – это вопреки всему семью сохранить. Это самое главное. Даже народная мудрость говорит: “стерпится - слюбится”. Нужно научиться терпеть, смиряться, научиться хранить мир. Вот что составляет основу семейного бытия. Если этого нет, то семью сохранить бывает трудно. Известный старец Псково - Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин) за всю многолетнюю жизнь духовного окормления чад своих ни разу ни кому не дал благословения на развод. Он говорил своим чадам, что семья не должна распадаться по их вине ни в коем случае. То есть нужно хранить семью до последнего. Необходимо научиться воспринимать семью как одно из самых великих дарований. И когда в тяжелые моменты мысли о разводе возникают, то супруги должны понимать, что вдвоем бывает тяжело, но друг без друга будет еще хуже. Этот путь решения семейных проблем нужно просто исключить. Бывают всякие падения, бывают искушения и слабости, но все же нужно стараться семью сохранять. Вот это, я думаю, самое главное

Но без благодати Божьей это сделать это почти не возможно. Поэтому надо стараться жить всей семьей церковной жизнью, не отрываться от Церкви Христовой, которая спасительным покровом всегда будет хранить нас и наших детей. Надо исповедоваться, причащаться, ходить в храм Божий, быт устроить спасительный, чтобы мы сами не забывали о Боге и о любви Божьей. Жить церковной жизнью – это значит не только сохранить семью, но скрепить и взрастить в семье самое главное: Божественную любовь жены к мужу, мужа к жене и обоих - к детям своим.

Список литературы

  1. “Брак и семья” - митрополит Антоний Сурожский
  2. “Семья – малая церковь” – Софья Куломзина
  3. “О воспитании” – Святитель Феофан, затворник Вышенский
  4. “Из писем и проповедей” – архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
  5. “Поколение “мне” – иеромонах Серафим Роуз
  6. “О христианской семье” – старец Паисий Святогорец
  7. Журнал “Фома”
  8. “Православный семейный календарь 2009 год”



© Создание сайта IT Pegas Studio - www.pegas-studio.net