Любящих и Бог любит. Об отношении человека к животным

Выполнил:
учащийся 8 класса ЦПШ
Куричин Олег

Санкт-Петербург, Колпино
2010

1. Введение.

1.1. Почему я взял эту тему?

Некоторое время назад у меня была собака. Но нам пришлось ее отдать. Я переживаю, что всё так получилось. И именно поэтому я, не колеблясь, взял эту тему. Потому что она мне близка. Потому что меня время от времени мучают вопросы (например, есть ли у животных душа), ответы на которые я попытаюсь найти через свою работу.

1.2. Актуальность темы.

Тема актуальна тем, что редко рассматривается. И в православных журналах, и в газетах, в разговорах, в литературе и даже в мыслях… Редко задумываемся мы о роли животных в нашей жизни, об их предназначении. Человек чаще сосредоточен на себе, на своих переживаниях, делах, чувствах. Они – и дикие, и домашние – часть нашей жизни, мы привыкли к ним. Сегодня к животным мало кто относится правильно. Часто люди или их не замечают, относятся как к вещи или игрушке, или делают ровней себе, или вообще обожествляют их, чем нарушают одну из главных Заповедей.

Данная работа посвящена больше домашним животным, чем диким, потому что в своей повседневной жизни с дикими животными мы практически не сталкиваемся.

1.3. Цель работы.

Проследить историю отношений животных и человека от начала времён до наших дней и попытаться понять, что правильно, а что ошибочно.

2. Животные в Священном писании.

2.1 Ветхий завет

2.1.1 Сотворение мира, изгнание из Рая

В Ветхом завете в книге Бытия описываются события создания животных:

«…20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо…»

(Гл. 1 Быт.)

Затем мы читаем о наречении их именами:

«…18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…»

(Гл. 2 Быт.)

Созданный человек живет в Эдеме, и находится в постоянном общении с Богом, в мире и гармонии. Когда Бог позволил человеку назвать животных определёнными именами, Творец дал ему не столько власть над зверями и рыбами, сколько возложил на человека ответственность за весь животный мир. Таким образом, человек и животный мир стали связаны – животные как помощники человеку, а человек как хозяин и как ответственный за них. Власть дана не как возможность повелевать, а как ответственность и достоинство. И то, что ответственный за животных человек подверг их тягостным последствиям грехопадения (в частности, животные стали смертны) - его неоспоримая вина. Неоспоримо и его духовное преимущество. Оно заключается, прежде всего, в наличии у человека бессмертной души, а также в том, что человек был создан по образу и подобию самого Бога. При сотворении человек был наделён разумом и тем, что отличает его от животного – свободным выбором.

После изгнания человека животные служат ему в его трудах, часть из них становятся домашними животными, человек приближает их к себе, приручает, а часть животных становятся «дикими».

2.1.2 Всемирный потоп

После изгнания из Рая прошло много лет. Человек без Богообщения погрязает в грехах. Своими грехами он накликает на себя Божий гнев. Праведный Ной получает от Бога предупреждение. Благодаря праведности Ноя человечество и животный мир остались жить:

«…1 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;

2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;

3 также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли,

4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.

5 Ной сделал все, что Господь повелел ему…»

(Гл.7 Быт.)

Затем читаем в главе 8 книги Бытия:

«…1 И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.

2 И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.

3 Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней <…>

14 И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.

15 И сказал Бог Ною:

16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;

17 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле…».

После потопа Ной принесёт большую и щедрую жертву:

«… 20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:

22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся»

(Гл. 8 Быт.)

Господь сохранил жизнь на земле, человеческий род продолжился. Вместе с людьми Бог сохранил и животных, как неотъемлемую часть жизни на земле.

После потопа отношения Бога и человека изменяются.

«Теперь библейскому человечеству от дней потопа и в память о нем остался Завет, который обещает людям, что

  1. человечество в целом никогда больше не будет уничтожаться водой;
  2. людям разрешено есть мясо животных и рыб (и, значит, утверждения некоторых современных сект о том, что, дескать, библейская заповедь "не убий" включает в себя запрет на лишение жизни животных, на деле находятся в противоречии с Библией);
  3. введена заповедь "талиона" - "око за око", "зуб за зуб", что ограничивало инстинкт мести и не допускало пролития человеческой крови за, скажем, кражу имущества.»

(А. Кураев - «Школьное Богословие»)

Но кроме этого изменились отношения человека и животных. Не только в пищу теперь употреблялись животные, но и в жертву. Бог дал человеку больше власти над животными, а значит, возложил на человека ещё большую ответственность.

2.1.3 Жертвоприношения Ветхого завета

Кроме жертвы Ноя, в Ветхом завете упоминаются некоторые животные жертвы Богу. Это тонкий вопрос: как Бог мог позволить убивать человеку свои творения в свою честь? Для ответа на этот вопрос надо сначала разобраться, что же такое жертвоприношение.

В «Библейском словаре» В.П. Вихлянцева написано:

«Жертвоприношение - как дар Господу приносилось людьми уже в глубочайшей древности. Каин принес от произведений земли (Быт 4.3), а Авель - от стад (Быт 4.4). Ной принес первое всесожжение (Быт 8.20), а Иаков - возлияние (Быт 35.14). Все народы приносили жертвы своим богам, и в Египте, где евреи жили долгое время, также приносилось множество жертв. Там приносились домашние и дикие животные, хлебные приношения и возлияния, и особенно много цветов (это последнее особенно распространилось по миру и сохранилось до сих пор). В Египте не было всесожжений и на жертвы никогда не возлагалось рук и поэтому там, очевидно, не было понятия о заместительной жертве и о полной отдаче Богу. Моисей, по-видимому, со всем народом впервые принес жертвоприношение на Синае (Исх 10.25-26; Чис 28.6), после чего жертвоприношения стали частью богослужения евреев. Следует отметить, что Закон не требует жертв (Лев 1.2; Иер 7.22-23) и Господу более угодны правда, милосердие и Боговедение (Прит 21.3; Ос 6.6; Мф 9.13; Мр 12.33), но Закон упорядочивает это служение и очень строго относится к его нарушениям (ибо лучше не приносить жертв совсем, чем делать это с нарушениями или приносить бесам). Жертвы должны были приноситься в свое время (Чис 28.2) и уже на Синае была установлена обязательная ежедневная жертва утром и вечером, которая называлась постоянное приношение.

Постоянное приношение состояло из одного агнца, хлебного приношения (ХП) и возлияния (В). Кроме этих регулярных, приносимых во все праздничные дни жертв, Законом определялись также различные добровольные и специальные жертвоприношения (Чис 29.39), которые могли приноситься в любой день.»

То есть животные жертвы нужны были для того, чтобы укрепить связь человека и Бога. И для Бога животные не стоят на одной ступеньке «ценности» с человеком. Отношения с человеком для Бога важнее и дороже жизни животного.

Но не каждая жертва принималась Богом. Первое жертвоприношение тому свидетельство.

«…И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,

4и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

5а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его…»

(Быт.4)

«От тука» означает необязательно мясо, а молоко, сыр или шерсть. После того как Бог «призрел» на Авеля и не «призрел» на Каина, Каин убил своего младшего брата. Разные люди имеют разные версии, зачем он это сделал. Лично моё такое: Каин был первородным сыном, то есть ему отпускалось больше Божьей благодати, чем всем остальным. Соответственно, с него требовалось больше. И вот, видимо, чтобы снискать ещё больше благодати, Каин принёс жертву. И видя, что Авель приносит свою жертву из любви Богу, а Каин - из корысти. Поэтому Бог и не принял жертву Каина, и он из зависти убил своего брата.

Жертвы приносились до рождения, и даже некоторое время после рождения Христа. Надобность в них для верующих отпала после Распятия Иисуса Христа, ведь главной частью жертвы была кровь (поскольку кровь – это путь, по которому душа связывается с телом), а что может быть священнее, чем кровь самого Бога? Сейчас Его жертву мы повторяем на Таинстве Евхаристии, когда мы вкушаем «тело и кровь Нового Завета», чему нас научил Иисус Христос незадолго до Своей смерти.

2.2 Новый завет

В Евангельском повествовании животные упоминаются вскользь, потому что их место в жизни человека второстепенное. Однако, несмотря на «незначимость» животных, именно они пришли первые поклониться новорожденному Христу, а сам Спаситель был положен в ясли – предмет ухода за домашним скотом. Само Рождение Господа Иисуса Христа уже принесло на Землю мир, и животные тоже почувствовали эту радость и вспомнили об утраченном Рае (икона Рождества Христова).

В Новом завете в раннее время очень хорошо известны случаи, когда для казни первых христиан использовались животные, а также дружба Святых угодников и животных.

Рассказ о животных в Новом завете я, пожалуй, начну именно с первых христиан.

2.2.1. Первые христиане и животные

Распространение веры христианской вызвало гонение на христиан со стороны римских языческих императоров. Приверженцы язычества убеждали императоров, что христиане - враги государства, враги императоров и всего человечества. Гонения на первых христиан были настолько жестоки, что не поддаются описанию. Одним из любимых развлечений римлян, кроме гладиаторских боев, были казни христиан. Патриции выискивали христиан среди населения, пытали их, а затем выпускали их на арену цирка. С другой стороны арены выпускались дикие звери. Со временем, такие казни стали даже популярными, чем другие такие «развлечения».

Большую часть христиан съедали животные, но бывали случаи, когда животные отказывались мучить людей, чувствуя в них Божью благодать. Примером этого может служить житие святой Татьяны.

Святая Татьяна была дочерью богатого римлянина и была воспитана им в христианской вере. Когда Татьяна достигла совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и земным благам и возлюбила всем сердцем духовный образ жизни. Она навсегда отказалась от супружеской жизни и за добродетельную жизнь была назначена диакониссой Римской церкви. В этой должности она с усердием ухаживала за больными, посещала темницы, помогала неимущим, стараясь постоянно угодить Богу молитвами и добрыми делами.

При императоре Александре Севере (222-235 гг.) святая Татьяна за исповедание Иисуса Христа приняла мученическое страдание от римского градоправителя Ульпиана (около 225 г.). Согласно летописи святую Татьяну, после разных истязаний, бросили на арену цирка, чтобы свирепый лев растерзал ее для забавы зрителей. Но вместо этого лев стал кротко ласкаться к ней. Тогда святую Татьяну подвергли новым мучениям и вместе с ее отцом усекли мечом. Восемь слуг градоправителя, мучивших святую, уверовали в Иисуса Христа, видя над ней силу Божию, — и они тоже были после мук усечены мечом. По свидетельству диакона Зосимы, глава святой Татьяны находилась в 1420-ом году в Перивлепто в Константинополе.

Это не единственный случай, когда животные отказывались есть христиан, но все их имена история не помнит, ведь их казнили сотнями и тысячами!

2.2.2. Святые и животные

Известно очень много примеров дружбы святых и животными. Такая дружба была и в первые века после Рождества Христова (преподобный Власий), и в Средние века на Руси (множество святых, ярчайший пример - Серафим Саровский). Возможно, такая дружба есть и сейчас, и благослови Господь тех, у кого есть такая дружба.

Вот отрывок из жития Серафима Саровского:

«…Святой Серафим непрестанно молился Богу. От этого сердце его разгоралось всё большей и большей любовью. И любил он не только Бога, но и всё Божье творение, всю природу Богом созданную. И так очистил он себя от всякого греха постоянной молитвой и памятью о Боге, что жизнь его стала похожей на жизнь первых людей в раю, где звери слушались человека и не делали зла ни друг другу, ни человеку.

В ночное время приходили к келье святого звери: медведи, и волки, и зайцы, и лисицы, подползали даже змеи, ящерицы и другие гады. Святой Серафим выходил из кельи и начинал кормить их из своего лукошка, в котором он хранил недельный запас хлеба. Сколько зверей ни приходило к старцу, хлеба всегда и на всех хватало.

И вот что случилось однажды:

Одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит близ своей кельи на обрубке дерева, и подле него стоит огромный медведь. Она так и обмерла от страха и закричала во весь голос: "Батюшка! Смерть моя!” и упала. Старец Серафим, услышав её голос, ударил медведя легонько и махнул ему рукой. Тогда медведь, как разумный, тотчас пошёл в ту сторону, куда показал о. Серафим, в густоту леса. Монахиня, видя всё это, трепетала от ужаса. Старец Серафим подошёл к ней и сказал: “Не ужасайся, не пугайся!” Она все-таки продолжала кричать: “Ой, смерть моя!” На это старец отвечал: “Нет, матушка, не смерть, и смерть от тебя далеко. А это радость!” И затем он повёл её к той самой колоде, на которой сидел прежде. Помолившись, он посадил монахиню на колоду и сам сел. Не успели они сесть, как вдруг тот же самый медведь вышел из чащи леса, подошёл к св. Серафиму и лёг у его ног. Монахиня, видя такого страшного зверя вблизи себя, была сначала в большом страхе и трепете. Отец же Серафим обращался с ним без всякого страха, как с кроткой овечкой, и даже стал кормить его из своих рук хлебом. Тогда и монахиня стала мало-помалу приободряться. Лицо великого старца было в это время особенно чудно. Оно было светло, как у ангела, и радостно.

Наконец, когда монахиня совершенно успокоилась, а старец скормил почти весь свой хлеб, он подал ей оставшийся кусок и велел покормить медведя. Но она отвечала: “Боюсь, батюшка: он мне и руку отъест!” Старец Серафим посмотрел, улыбнулся и сказал: “Нет, матушка, верь, что он не отъест твоей руки.” Тогда она взяла поданный хлеб и скормила его весь с такой радостью, что желала бы ещё кормить его, потому что зверь был с ней кроток, по молитвам святого…» Житие этого преподобного доказывает, что творения Божьи могут и должны искать общий язык. Даже такие, казалось бы, жестокие хищные звери, как медведи, могут добрыми и ласковыми. Всё зависит только от нас и нашего отношения к ним. Кроме того, известны многие другие случаи, например, Сергий Радонежский вылечил слепого медвежонка, которого принесла медведица-мать. Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Дружба с животным - это не только взаимопомощь, но и общая радость, общее доверие и терпение. Новый Завет дал новую заповедь. «Возлюби Ближнего своего…»

Любовь пришла в мир, и с ней животные, наряду с людьми, стали человеку вновь ближними. И стала возможна дружба человека и животного. Но – только такого человека, который служит Богу, Ему одному поклоняется, Его одного славит. И на таком человеке и прибывает Божья благодать. И такой человек может дружить с животным, не теряя своего человеческого достоинства. И звери это чувствуют.

3. Животные в современном мире

И как же человечество сохраняет тот мир, который пришел вместе с Христом?

Грехопадение человека только усугубляется.

Сегодня люди мало заботятся о спасении своих душ. И о сохранении своей планеты и всего живого на ней почти не заботятся. Дикие животные, как и вся земная природа, можно сказать, терпят бедствие – в результате эгоистичной деятельности человека. Так сегодня человек несет Богом данную ответственность за всё живое…

Современный мир по-разному относится к животным. С одной стороны взникли национальные парки, заповедники, «Красная книга», общество Гринпис. Часть людей пытаются сохранить на Земле то, что осталось. С другой стороны – конный спорт, цирки, охота, браконьерство… Ни одно живое существо на Земле не позволяет себе причинять боль другому существу ради развлечения!

4. Правильное отношение к животным

В спасении человека животные могут играть важную роль. Их роль определяется выбором самого человека. Его отношением к животным, к Богом данному обязательству заботы и защиты.

Про правильное отношение к домашним животным существует множество различных мнений. Они различны в примерах и в рассуждениях, часто друг другу противоречат, но суть у них одна: в них говорится, что отношение к животным должно быть добрым и ласковым, но в тоже время мы не должны обожествлять их, ставить выше ближнего своего или даже выше Бога (такие случаи тоже встречаются). Священник Анатолий Гармаев, отвечая на вопрос «Каким должно быть отношение к животным?», говорит:

«Отношение к животным должно быть очень доброе, в том числе и к собакам, хотя по церковному уставу собака не должна жить внутри человеческого жилища. Собака сама по себе — животное доброе и назначена человеку в охранение его жилища. Поэтому, если есть собака, охраняющая жилище, то ее нельзя кормить со злобой, с отвращением, как бы ее не коснуться, т.е. миску положил и бросился от нее. Так нельзя<…> Никак не позволительно собаку держать в квартире. Церковному человеку в квартиру, где находятся иконы, лампадка, крест, допускать собаку нельзя. Многие верующие обращаются с такими проблемами: живу с родителями, они любят собаку, не могут расстаться с ней, а я уже воцерковился. Что делать? — Надо терпеть. Мира ради, любви ради. Терпение, любовь выше, чем гнушение собакой…»

По-моему, это высказывание очень ясно показывает вариант отношения к собаке, живущей под одной крышей с хозяином, но никак не к животным вообще. Однако, я согласен с тем, что собаку надо терпеть и не надо бояться, не надо на неё злиться.

А Марина Журинская (корреспондент журнала «Фома»), рассуждая об отношениях человека и животных, считает, что сейчас животных или не замечают, или обожествляют. Иногда животным присваиваются качества, которые изначально не были в них заложены, например их называют носителями темных сил. Это, естественно, не верно. Она же говорит, что «очеловечивание животных наносит вред и им, и людям». Вот это действительно фраза, с которой я полностью согласен. У животных своя философия, у нас своя. То, что для нас является обычным делом по отношению к человеку (например, «сюсюканье» с малышом), у собаки или кошки вызывает шок. Необходимо помнить, что животные – это часто стайные животные со своей психологией. И наши, человеческие, отношения применимы к ним лишь отчасти.

Также нельзя доходить до другой крайности - нельзя требовать от животных того, на что они не способны. Конечно, научить медведя говорить невозможно, но заставить его танцевать на сцене «Калинку» - задача вполне выполнимая. Только бедному животному очень и очень больно. Ведь чтобы научить его этому танцу, его ставят на лист железа и нагревают металл. И чтобы не обжечь ступни, зверю приходится прыгать с одной ноги на другую. Нередко эта процедура сопровождается побоями. Вот до чего дошли люди!!!

Также М. Журинская говорит, что «на деле у животных нет ни человеческих пороков, ни человеческих достоинств; они просто другие. Если мы хотим постараться вернуть мирозданию красоту и гармонию, мы должны научиться жить с ними исходя именно из этого». Опять очень точная фраза. Вполне возможно, что у животных есть душа, но даже если бы она была, то всё равно критерии нравственности у людей и животных были бы разные. А значит и пороки и достоинства определялись бы (и определяются сейчас) по-разному.

Но это всё мнения современных людей, которые кроме Библии могут опираться на научные исследования психологии и физиологии животных. У Святых отцов не было ни компьютеров, ни научных книг. Но их мнение может быть гораздо важнее и правильнее всех существующих современных, потому что оно Боговдохновенно.

Вот что говорит по вопросу отношения к животным Феофан Затворник:

«У животных есть душа, но животная. А у человека душа человеческая, высшая, как и сам человек. Животным свой чин, а человеку - свой.

Творения Божий так расположены, что всякий высший класс совмещает в себе силы низших классов и кроме них имеет свои силы, его классу присвоенные и его характеризующие. В мире или его составе надо различать, кроме стихий, еще систему сил, расположенных лестницею, от низших к высшим идущею. Низшая сила есть та, которая действует в мертвой природе и которой высшие изделия суть явления химических сочетаний и кристаллизации (например, снежинки, разводы на окнах зимою и под.). Выше этой силы стоит сила растительная, которая в своей власти держит и кристаллизующую силу, и силу химических сочетаний. Выше растительной силы стоит сила животная, которая в своей власти держит и растительную силу, и кристаллизующую, и силу химических сочетаний. Выше животнодушевной силы - сила человеческого естества, которое содержит все силы, низшие его, в своей власти и ими действует.

Что же дивного, что в нас есть нечто схожее с животными? Есть схожее и с растениями, ибо питание и ращение тела есть растительное дело. Но что из этого вывести? Ничего нельзя, кроме - что всякому свой чин…»

Да, именно так. Всякому свой чин. Именно так и нужно относиться к любому животному - не больше и не меньше. К сожалению, мы не соблюдаем это простое правило, мы недолюбливаем бездомных животных, а домашних - перелюбливаем. В этом наша главная ошибка.

5. Вопросы, связанные с животными

5.1 Душа у животного, и как следствие, её спасение.

Есть ли у животного душа?

Мнения людей на этот счет расходятся.

«…Духовно авторитетные люди отвечают на вопрос по-разному, но примечательно то, что те из них, у кого есть собственный опыт общения с животными, уверены в том, что душа ест и что она бессмертна. К естественнонаучным аргументам стоит относиться с осторожностью, потому что они, скорее всего, будут исходить из той школы, которая и человеческую душу отрицает».

(М. Журинская)

Как уже говорилось выше, Феофан Затворник считал, что душа у животных есть, только она особая, животная.

«Участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом»

(Екк. 3:19)

Животные могут испытывать эмоции: страх, радость, тоску, злость, привязанность, заботу. Это и есть свидетельства существования у них души. Их поступки движимы инстинктами, но некоторые из них объясняются только чувствами. Но вряд ли душа животных такая же, как у людей. Она не может возрастать, очищаться покаянием, грешить. Потому что животные не грешат. В них нет Духа Святого. Их душам не нужно спасение.

Мы не знаем, что бывает с их душами после смерти, попадают ли они в Рай. Зато знаем, что у Бога никто не забыт и не обижен. Мы можем предположить, что и на Новой Земле будут обитать животные (Откровение 21:1). Животные точно будут присутствовать и во время Тысячелетнего царства (Исаия 11:6; 65:25). Мы полностью согласимся с Его решением вопроса об их посмертной участи.

Я уверен, что ничто, созданное Богом, не проходит и не исчезает бесследно.

5.2. Есть ли животные в Раю?

Про то, есть ли животные в Раю, точно сказать невозможно, ведь из Рая никто не возвращался. Но сказать, были ли они там, можно с очень уверенным утвердительным ответом. Да, они там были. По книге Бытия Бог насадил Сад в Эдеме на Востоке и поместил туда Адама. Вместе с Адамом Творец поселил в Эдем и животных. А значит, животные были в Раю, а потом… Может, были изгнаны из Рая вместе с людьми, а может часть, всё-таки, осталась. Если они остались, то они есть в Раю.

5.3 Молитва о животных.

Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря, говорит:

«Животные составляют наиболее близкую к человеку часть тварного мира. Бог хранит людей и ведет их к спасению. Но и бессловесную тварь не оставляет без попечения. Библия говорит, что животные находятся под охраной Творца: «Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» (Пс.35:7). У Господа не забыта даже малая птица (Лк.12:6). Бог питает их: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы, не гораздо ли лучше их?» (Мф.6:26).

Закон, который Бог дал Израилю, охранял и животных, предусматривал и для них субботний покой: «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые <...> Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх.23:10-12).

Священное Писание говорит: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит.12:10). Забота некоторых святых о животных известна по их житиям: Герасима Иорданского о льве, Сергия Радонежского и Серафима Саровского о медведях и др.

Животные не имеют образа Божия, поэтому мы не можем молиться о помиловании и спасении их. Но просить Бога за них (в первую очередь за тех, которые являются нашими помощниками в хозяйстве) мы можем».

Я считаю, что просить Бога помочь больному животному можно. Лично я прошу Бога помочь бездомным, страдающим, потерянным, кого бросили, на кого охотятся, кто голодает, кого усыпляют. Прошу Его сжалится над ними.

Как говорит мартовский номер журнала «Фома» «…За них можно молиться, чтоб не болели, а если заболели, чтоб выздоравливали; чтоб не терялись, а уж если потерялись, то чтоб нашлись<…> Об умерших животных молиться не стоит, потому что суть молитв за усопших - прощение их грехов, а какие уж тут грехи. Лучше их просто с любовью вспоминать и благодарить Бога за дарованную встречу…».

Тот же журнал говорит, что животным можно осторожно смачивать лоб Святой водой. Я считаю, что это нормально. Как я уже говорил в начале работы, у меня была собака. И она меня не однократно кусала. Я думаю, что если бы я окропил бы его Святой водой, когда он бежал кусаться, он бы успокаивался.

Но в тоже время животные не могут участвовать в таинствах Церкви, их не поминают в Церковной молитве.

6. Заключение.

Правильно относиться к животным не так сложно, как кажется. Надо четко понимать их место в жизни человека и обязанность человека по отношению к ним. Нельзя наделять их человеческими качествами, нельзя ожидать от них человеческих поступков. Нельзя считать их ровней человеку.

Мы можем их любить. Охранять. Защищать от других недобрых людей. Мы можем помолиться за них в домашней, личной молитве.

Также следует помнить, что животные на нас совершенно непохожи с духовной стороны.

Господь Бог от создания мира разделил человека и животных, и мы не должны об этом забывать, и никогда не переступать эту черту.

Творец дал людям животных как один из инструментов совершенствования человеческой души. Глядя на поступки четвероногих, мы можем увидеть себя, разбудить свою совесть. Мы можем научиться быть добрыми, терпеливыми и трудолюбивыми. И использовать дарованную встречу с животным для труда спасения своей души.

В своей работе я не только ответил на важные конкретно для меня вопросы, но и узнал то, чего даже не предполагал делать в этой работе. Через эту работу я понял, что, например, животные жертвы – это не убийства, что мясо убитых животных есть можно. Я понял, что просить у родителей вторую собаку – это вредно не только для меня и моей семьи, но и для самого животного. Потому что быть достойным хозяином животного – это большая ответственность. И я пока к ней не готов.

Список использованной литературы:

  1. Ветхий завет
  2. Диакон Андрей Кураев, «Школьное богословие»
  3. Вихлянцев В.Н., Библейский словарь (историко-религиозный), 1994 г. http://interpretive.ru/dictionary/559/
  4. Новый завет
  5. Житие святой мученицы Татьяны, http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/saints/tatiana.htm
  6. Житие преподобного Серафима Саровского, http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/saints/ilienko/serafim_sarovskii.htm
  7. Священник Анатолий Гармаев, http://www.zavet.ru/garmaev/ways13.htm
  8. Марина Журинская, «Всех их создал Бог». Журнал «Фома», №3/2010 г.
  9. Феофан Затворник, http://www.sv-krest.ru/UserFiles/File/biblio/zhivotnye/zhivotnye06.html
  10. Священник Анатолий Гумеров, http://www.pravoslavie.ru/answers/6518.htm



© Создание сайта IT Pegas Studio - www.pegas-studio.net