«Невидимый мир Ангелов»

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ХРАМА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ


Дипломная работа ученицы 8 класса Горбач Ирины

Колпино
Санкт-Петербург
2011-2012 учебный год

 

 

Содержание:
Сотворение Ангелов (стр. 3)
Падение Ангелов (стр. 3)
Образ Ангелов (стр. 3-4)
Количество Ангелов (стр. 4)
Иерархия (стр. 4-5)
Первая Иерархия. Серафимы (стр. 5)
Первая Иерархия. Херувимы (стр. 5)
Первая Иерархия. Престолы (стр. 5-6)
Средняя Иерархия. Господства (стр. 6)
Средняя Иерархия. Силы (стр. 6-7)
Средняя Иерархия. Власти (стр. 7)
Последняя Иерархия. Начальства (стр. 7)
Последняя Иерархия. Архангелы (стр. 7-8)
Последняя Иерархия. Ангелы (стр. 8)
Ангел-Хранитель (стр. 8-12)
Как же изображают Ангелов (стр. 12-13)
Что в руках у Ангелов (стр. 13)
Ангел Златые Власы (стр. 13-15)
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (стр. 15)
Выводы (стр. 15-16)
Список используемой литературы (стр. 16)

 

 

 

«В начале сотворил Бог небо и землю»  (Быт. 1, 1)

                                          Сотворение Ангелов

В начале, прежде всего видимого мира и человека, Бог из ничего сотворил небо, т.е. духовный невидимый мир Ангелов.

Ангел значит «вестник». Функция ангелов заключается в том, чтобы возвестить Волю Бога людям. Ангелы – это безтелесные, невидимые, безгрешные и безсмертные духи, которых Бог наделил более совершенным умом, более высокими силами и способностями, чем человека. Бог сотворил бесчисленное множество Ангелов и предоставил Им свободу выбора – жить в Боге или нет…

                                                      Падение ангелов

Среди Ангелов был самый высший и могущественный – Денница. Он возгордился своей силой, воспротивился исполнять Волю Бога и захотел сам стать, как Бог. Денница превратился в тёмного (злого) духа – диавола или сатану. Диавол значит «клеветник», а сатана «противник». Диавол увлёк  за собой ещё множество других ангелов, которые стали называться бесами. Против бесов выступили Ангелы Божьи во главе с Архангелом Михаилом. На Небе произошла война. Бесы не смогли устоять против Ангелов. Сатана с бесами упали вниз – в ад(преисподнюю). Ад – место вдали от Бога, обиталище злых духов. Там мучаются в злобе бесы, видя своё бессилие перед Богом. Они не были созданы злыми, но избрали зло, воспользовавшись свободой воли, которой наделил их Бог. Эти злые духи способствуют распространению греха и зла среди людей. Так возникло зло в мире.

А все верные Богу ангелы остались жить с Богом в непрестанной любви и добре. Бог посылает их возвещать людям Свою волю. При этом Ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ.

                                                       Образ Ангелов

Нам не дано видеть Ангелов. Вот что по этому поводу говорит Святитель свт. Николай Сербский (Велимирович): «Божии ангелы – друзья наши. Если бы мы были чище и лучше, чем мы есть, то могли бы сказать, что  ангелы наши братья. Плоть наша мешает нам их видеть. А грехи не дают нам почувствовать их близость. Но если нам до поры не дано видеть ангелов, нам наказана вера в них, предписано почитание и прославление этих чудных певцов славы Творца. До поры, повторяю, нам не дано видеть святых ангелов, но не навсегда. Когда смерть совлечет с нашей души ее смертный телесный покров, мы встретимся с ними лицом к лицу и вера уступит место видению. Какой будет наша радость, когда наши души вернувшись из изгнания встретятся с небесными гражданами, с этими сынами Божиими, которым не ведом грех и старость, смерть и никакие другие проклятия по которым мы влачимся в нашем земном пути, словно по тернию!

Но пока нам дана лишь вера. Наша вера в ангелов основана не на человеческой фантазии, а на свидетельствах Божиих данных через святых и праведных людей, которым было дано видеть ангелов.»

                                           Количество Ангелов

Пророк Даниил (Дан. 7, 10) говорит о тысячах тысяч, о миллионах, и о тьмах тем, т. е. миллиардах ангелов. Но комментируя эти числа свт. Кирилл Иерусалимский в «Огласительных беседах» говорит, что это не значит, что именно таково число ангелов, просто большего числа пророк не мог изречь.

Ап. Иоанн (Отк.5:11) видел «тьмы тем и тысячи тысяч» ангелов вокруг Божьего престола в небесах (греческий текст дает эти числа во множественном, а не единственном числе). Пророк Даниил видел что-то похожее (Дан.7:9-10). Умножая десять тысяч раз на десять тысяч, мы получаем цифру сто миллионов. Но Иоанн видел «тьмы (множ. число) тем» (множ. число) и «тысячи (множ. число) тысяч (множ. число)» — неопределенное число. Таким образом, существует сотни и сотни миллионов; возможно, миллиардов ангелов.

Нужно отметить, что великое множество, виденное Даниилом и Иоанном, состояло из святых ангелов, служащих Богу. Оно не включало падших ангелов, которые следуют за сатаной и служат ему. Таким образом, Библия подтверждает существование огромного множества ангелов.

                                                       Иерархия

Иерархия, как говорит свщмч. Дионисий Ареопагит, есть священный чин, знание и деятельность, по возможности, уподобляющаяся Божественной красоте, и при озарении, сообщаемом ей свыше, направляющаяся к возможному  Богоподражанию. Цель Иерархии – возможное уподобление Богу и соединение с Ним. Сколько небесных чинов и какие они -  в точности знает один Бог. Также Они сами знают свои силы, свой свет и своё священное чиноначалие. Но всё же Бог открыл нам через Них самих некоторое чиноначалие, которое нам стало известно из Ангельских явлений, бывших святым богословам.

Все небесные Существа обозначаются девятью именами. Бог разделяет Их на три тройственные степени. Ангелы, находящиеся в первой степени, всегда предстоят Богу и без посредства прочих соединены с Ним. Они находятся в большей и непосредственнейшей близости к Богу. Это первая Иерархия, состоящая из Серафимов, Херувимов и Престолов. Средняя иерархия состоит из Господств, Сил и Властей. Они очищаются, просвещаются и совершенствуются посредством Божественных озарений, сообщаемых им через чины первой Иерархии. Последняя иерархия состоит из Начальств, Архангелов и Ангелов. Они последние имеют Ангельское свойство. Их Иерархия ближе всего к нашему миру.

                                            Первая Иерархия. Серафимы

В Библии серафимы упоминаются в частности в Книге Пророка Исайи:

« Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»   (Ис.6:2-3)

Серафим значит «пламенеющий», «горящий». Наименование Серафимов ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность. Также к их функции относится возбуждать и воспламенять низших чинов. Серафимы имеют силу – открытую, неугасимую, постоянно одинаковую, светообразную и просвещающую их.

                                                Первая Иерархия. Херувимы

Имя Херувима означает «великое знание». У них есть сила знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство – преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость.

Библия содержит несколько различных описаний херувимов. У херувимов в Скинии и в Храме по одному лику (Исх.25:20) и по два крыла (Исх.25:20, 3Цар.6:24, 27). Пророк Иезекииль в своём видении (Иез.1:5) описывает херувимов несколько иначе: это человекоподобные существа с четырьмя крыльями (два подняты вверх и касаются друг друга, а два опущены вниз и закрывают тело), четырьмя ногами, подобным бычьим, но сверкающими, «как блестящая медь», четырьмя руками под каждым из четырёх крыльев и четырьмя лицами: человека и льва (с правой стороны), быка и орла (с левой). Возле каждого из них по колесу. Всё тело херувимов, и спина, и руки, и крылья, а также колёса, всё покрыто глазами. Способ передвижения — шествие и полёт.

В богослужении Православной церкви на литургии поётся молитва, называемая херувимской песнью: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе…».
                                              Первая Иерархия. Престолы

Наименование Престолов означает, то что они совершенно изъяты от всякой низкой привязанности земной. Престолы всеми силами неподвижно и твёрдо прилеплены к Богу, принимая Его Божественное внушение во всяком бесстрастии. Они носят Бога, и раболепно выполняют Божественные Его повеления.

Символ Престолов - два парных огненных колеса с открытыми глазами на каждом из четырех червленых крыльев.  Огненные престолы образуют неземной Престол Вседержителя и на иконах изображаются у ног Иисуса Христа.

Престол является олицетворением царского величия, царского достоинства. Вот и на небе есть свои Престолы, не наши вещественные, бездушные, сделанные из золота, серебра, кости или дерева и служащие лишь символами, а Престолы разумные, живые носители величия Божия, славы Божией. Престолы, преимущественно перед всеми чинами ангельскими, ощущают, созерцают Бога, как Царя Славы, Царя всего мироздания, Царя, творящего суд и правду, Царя Царствующих, как Бога Великого, Крепкого и Страшного (Втор. 10, 17). Господи, Господи, кто подобен Тебе (Пс. 34, 10)... Кто подобен Тебе в бозех. Господи, кто подобен Тебе: прославлен во святых, дивен ( вотяве?) (Исх. 15,11). Велий Господь и хвален зело и величию Его несть конца (Пс. 144, 3)... Велико и неиматъ конца, высоко и безмерно (Варух. 3, 24-25)! Все эти гимны величию Божию, во всей их полноте, глубине и истинности, понятны и доступны одним лишь Престолам.

Престолы не только ощущают и воспевают величие Божие, но и сами исполняются этим величием и славою, и другим дают его чувствовать, переливают, как бы в сердца людские, преисполняющие их самих волны величия и славы Божественной.

                                         Средняя Иерархия. Господства

Наименование Господств означает нераболепное и совершенно свободное от всякой низкой привязанности к земному – возвышение к горнему,  ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком совершенно случае не колеблемое, — но господство постоянное по своей свободе, которое стоит выше всякого унизительного рабства; чуждое всякой униженности, изъятое от всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству, и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное Ему подобие как само себя, так и все ему подчиненное; не прелепляющееся ни к чему случайно существующему, но всегда к Истинно-сущему всецело обращающееся, и непрестанно приобщающееся державному Богоподобию.

Господства владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют оставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Святые господства наделены достаточной силой, чтобы подняться над земными желаниями и стремлениями и освободиться от них. Их обязанность - распределять обязанности ангелов.

                                               Средняя Иерархия. Силы

Силы, известные как "блистательные, или сияющие", - ангелы чудес, помощи, благословения, которые появляются во время сражений во имя веры. Считается, что Давид получил поддержку Сил на битву с Голиафом.

Силы также являются ангелами, от которых Авраам получил свою силу, когда Бог велел ему принести в жертву своего единственного сына - Исаака. Основные обязанности этих ангелов - творить чудеса на Земле.

Им позволено вмешиваться во все, что касается физических законов на земле, но они также ответственны за соблюдение этих законов. Этим чином, пятым в Иерархии Ангелов, человечеству дана доблесть также как и милость.

                                    Средняя Иерархия. Власти

Власти находятся на том же уровне, что господства и силы, и наделены властью и разумом, уступающим только Божьим. Они обеспечивают равновесие вселенной.

Наименование святых Властей знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений Чин и устройство премирного духовного владычества, не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти и изображающее Его в совершенно истинном употреблении своей владыческой силы.

                                           Последняя Иерархия. Начальства

Начала — это легионы ангелов, защищающих религию. Они являются хранителями народов мира.

Имя небесных Начальств означает Богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, подобающему начальствующим Силам, как самим всецело обращаться к Безначальному Началу, так и других, как свойственно Начальству, к Нему руководствовать, отпечетлевать в себе, сколь возможно, образ неточного Начала и. наконец, способность выражать премирное Его начальство в благоустроении начальствующих Сил.  Провозвестнический чин Начальств, Архангелов и Ангелов попеременно начальствует над человеческими Иерархиями, чтобы в порядке было восхождение и обращение к Богу, общение и единение с Ним, которое и от Бога благодательно распространяется на все Иерархии, начаждается чрез сообщение и изливается в священнейшем стройном порядке.

                                            Последняя Иерархия. Архангелы

Архангелы - Слово это греческого происхождения и переводится как «ангелоначальники», «старшие ангелы».

В Православной церкви почитаются восемь Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других.

Главный здесь Михаил-архистратиг (греч. «верховный военачальник») — предводитель воинств ангелов и людей в их вселенской битве с Сатаной. Оружием Михаила служит пламенный меч.

 Архангел Гавриил известен более всего участием в Благовещении Деве Марии о рождении Иисуса Христа. Как вестника сокровенных тайн мира, его изображают с цветущей ветвью, с зеркалом (отражение тоже способ познания), а иногда со свечой внутри светильника — тот же символ сокрытого таинства.

Архангел Рафаил известен как небесный целитель и утешитель страждущих.

Реже упоминаются четыре других архангела:

Уриил — это небесный огонь, покровитель тех, кто посвятил себя наукам и искусствам.

Салафиил — имя верховного служителя, с которым связано молитвенное вдохновение. На иконах его пишут в молитвенной позе, с крестообразно сложенными на груди руками.

Архангел Иегудиил благословляет подвижников, охраняет их от сил зла. В правой руке у него золотой венец как символ благословения, в левой — бич, отгоняющий врагов.

Варахиилу отведена роль раздатчика вышних благ простым труженикам, прежде всего земледельцам. Его изображают с розовыми цветами. 

                                        Последняя Иерархия. Ангелы

И греческие, и еврейские слова выражающие понятие «ангел», означают «вестник». Ангелы - светлые духовные существа, ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение.

Ангелы служили посредниками между Богом и его народом. В Ветхом Завете говорится, что никто не мог увидеть Бога и остаться живым, поэтому непосредственное общение между Всемогущим и человеком часто изображается как общение с Ангелом.

Ангелы наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

                                                Ангел-Хранитель

Некоторые отцы Церкви (святители Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, Амвросий Медиоланский и др.) утверждали, что Ангела-хранителя имеет не только каждый крещёный человек, но и каждая христианская Церковь. «Вас печалит, - обращается свт. Василий Великий к пресвитерам Никопольской Церкви, - что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами - ангел - блюститель Церкви» (Ep. 230).

Ангел-Хранитель даётся человеку Богом при крещении для помощи и руководства. Он невидимо находится при человеке на протяжении всей его жизни, если человек сохраняет в себе любовь к Богу и истинную веру перед Ним. Задача ангела-хранителя — способствовать спасению души человека.  Ангелы-хранители духовно наставляют нас в вере и благочестии, охраняют наши души и тела, заступаются за нас в течение земной жизни и не оставляют после смерти, отводят души окончивших земную жизнь в вечность.

«Всегда содержи в уме своем мысль о смерти, - пишет прп. Феодор Студит, - размышляй о самом разлучении души от тела, - разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела» (Ep. 482). После разлучения с телом душа, по замечанию свт. Кирилла Александрийского, «будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту... встретит различные мытарства, кои будут преграждать ей путь в Царствие...» (Hom. div. 14).

Чудесные спасения детей, выпавших из окна многоэтажек; люди, чудом уцелевшие в автокатастрофах, превративших их машины в груды искореженного металла и многие другие случаи, которые невозможно объяснить ничем иным, как только промыслом божьим и защитой высших сил, сохранивших человеку жизнь там, где это казалось невозможным.

Ангелы-хранители не только незримо присутствуют в жизни человека и оберегают его, но и посылают знаки, видения и пророческие сны, содержащие подсказки, как избежать беды. Подсказки от Ангелов могут прийти в разных ситуациях. Мы часто называем эти подсказки внутренним голосом, который иногда очень отчетливо говорит нам, что именно мы должны делать. Есть масса примеров из жизни, когда люди собираясь в дорогу, в последний момент сдавали билеты на самолет или поезд, потому что отчетливо слышали предупреждения об опасности от своих Ангелов-хранителей. В итоге самолеты и поезда, на которые отказались сесть в самый последний момент эти люди – терпели крушения и аварии. Но Церковь предупреждает, что с подобными видениями следует быть настороже, ведь их могут посылать не только высшие защитники, но и искусители, стоящие за левым плечом.

Ангелы не вмешиваются в судьбу человека, они могут лишь подсказать ему наилучший вариант выбора. Так что, если с человеком произошла какая-нибудь неприятность, значит он делает что-то неправильно, и Ангелы-Хранители дают ему это понять. Осознав это, он сможет выйти на правильную дорогу. Если человек не слушает своих Ангелов-Хранителей, то те могут оставить его без своей защиты на некоторое время. По истечении которого Ангелы опять возвращаются к человеку.

Когда на именины мама подарила мне книгу Юлии Вознесенской – «Юлианна или игра в киднеппинг», я сначала не захотела её читать, но вскоре книга так увлекла, что прочитала я её в очень быстрые сроки. Вскоре появилось продолжение – «Юлианна или опасные игры» и «Юлианна или игра в дочки-мачехи». Это трилогия, которая рассказывает о жизни двух близняшек Юли и Ани, об их трудностях. У девочек есть Ангелы-Хранители, которые помогают им и сражаются с тёмными силами. Жанр этой книги – фантастика, но в ней есть реалистичность, как например, то что Ангелы-Хранители действительно существуют, а фантастика в том, что мы не можем знать о чём думают Ангелы, что Они делают и т. д. После прочтения этой книги, я чаще стала вспоминать своего Ангела-Хранителя в течение дня и не забывать молиться Ему каждый день. Если мне становится плохо, страшно или трудно я молюсь своему Защитнику, и мне становится лучше.

Вот какие молитвы Ангелам-Хранителям существуют:

Основная (Эта молитва читается утром)

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Молитва 2

Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, преданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святого крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою препричистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным взбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение, о злое мое произволение, его же и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши возрети на мя, или приступити ко мне, аки ко псу смердящему? Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делах? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деяниям, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойного раба твоего (имярек), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 3

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешнии день: и от всякаго лукавствия противного ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего, но моли за мя грешного и недостойного раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Молитва 4

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

Молитва 5

О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий! С сердцем сокрушенным  и душею болезненною  предстою ти, моляся: услыши мя, грешнаго раба своего (имя рек), с воплем крепким и плачем горьким вопиющаго; не помяни беззаконий моих и неправд, имиже аз, окаянный, прогневляю тя по вся дни и часы, и мерзостна себе творю пред Создателем нашим Господем; явися мне милосерд и не отлучайся мене, сквернаго, даже до кончины моея; возбуди мя от сна греховнаго и пособствуй твоими молитвами прочее время живота моего без порока преити и сотворити плоды достойны покаяния, паче же от смертных падений греховных соблюди мя, да не погибну во отчаянии, и да не порадуется враг о погибели моей.

Вем воистинну и усты исповедую, яко никтоже таков друг и предстатель, защититель и поборник, якоже ты, святый Ангеле: предстоя бо Престолу Господню, молишися о мне, непотребнем и паче всех грешнейшем, да не изымет Преблагий души моея в день нечаяния моего и в день творения злобы. Не престай убо умилостивляя Премилосердаго Господа и Бога моего, да отпустит согрешения моя, яже сотворих во всем житии моем, делом, словом и всеми моими чувствы, и имиже весть судьбами, да спасет мя, да накажет мя зде по неизреченней милости Своей, но да не обличит и не истяжет мя онамо по нелицеприятному правосудию Своему; да сподобит мя покаяние принести, с покаянием же Божественное Причащение достойне прияти, о сем паче молю и таковаго дара всеусердно желаю.

В страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, прогоняя мрачныя демоны, имущия устрашити претрепетную душу мою; защити мя от тех ловления, егда имам преходити воздушныя мытарства, да, храним тобою, безбедно достигну рая, ми вожделеннаго, идеже лицы святых и горних Сил непрестанно восхваляют всечестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, Ему же подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Приведу стихотворение Евгении Красновой:

    Мой Ангел Хранитель, защитник и друг,

    Поддержка, в скорбях заступленье,

    Крылами своими, теплом своих рук

    Несёшь ты добро и спасенье.

    В любую минуту и ночи, и дня

    От бед ты меня ограждаешь,

    Что было б со мной, Ангел мой, без тебя?

    Ты это один только знаешь.

    Направь мои мысли, слова и дела

    На путь, на единственно верный,

    Чтоб злое творить я уже не могла,

    Мой Ангел, мой друг совершенный!

    От бед и грехов ты меня огради,

    И стань мне опорою верной в пути!

 

 

                                          Как же изображают Ангелов

«Ангелы, строго говоря, неизобразимы, -- говорит искусствовед протоиерей Борис Михайлов. -- Язык христианской культуры -- это язык символов. Мы с вами рационально устроенные люди и пытаемся с помощью современных понятий уразуметь язык древних символов, но это почти невозможно». Тем не менее ангелов на иконах изображают. Одних -- как прекрасных юношей, других -- как крылатые, но совсем не человекоподобные существа.

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой.

Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - "пламень огненный".

Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил - в деснице держит золотой венец, в шуйце - бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил - на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил - держит в руке весы.

                                       Что в руках у Ангелов

Жезл (мерило) -- символ власти, очень важный атрибут всех ангелов. Он является также свидетельством святости, царского и владычественного достоинства ангелов

Глобус, или зерцало, изображают прежде всего у архангелов Михаила и Гавриила. Впервые зерцало (с изображением креста) появилось в руках ангела на монетах императора Леонтия (484-488 годы). Его значение трактуется по-разному: небесная сфера, символизирующая мироздание, диск, щит, «печать Царя Небесного». На средневековых иконах глобус в большинстве случаев изображается светлым и прозрачным, как стеклянный шар или сфера; на нем начертана греческая буква «Хи» или греческая монограмма IC XC. На Руси существовало поверье, что через зерцало архангелы узнают волю Божию

Кадила и рипиды (опахала круглой или ромбовидной формы) ангелы держат в руках на иконах с изображением небесной Литургии. Рипиды символизируют Херувимов и Серафимов и поэтому украшаются их изображениями

Лабарум со времен императора Константина и до XIII века был боевым штандартом императора и короля. Лабарум в руке Архангела (как на мозаике в церкви св. Аполлинария в Классе, Равенна, VI век) означает, что он наделен высшей властью. На полотнище лабарума, как правило, начертаны слова из славословия: «агиос» («свят») или монограмма Христа

Трубы -- символы звука и ветра. Во время Страшного Суда ангелы, в том числе и архангел Михаил, трубят в трубы.

Орудия Страстей Господних -- крест, копье, чаша и трость с губкой -- держат, как правило, архангелы Михаил и Гавриил. Ангел с крестом в руках явился императору Константину в 312 году перед битвой с Максенцием. В древности нередко изображалось поклонение ангелов кресту и орудиям Страстей, как например, на обороте иконы Спаса Нерукотворного XII века из Новгорода

Покровец -- небольшой плат, заимствованный из придворного церемониала, которым ангелы прикрывают руки во время священнодействий

Развернутые свитки в руках ангелов содержат слова приветствия (как на свитках архангелов Михаила и Гавриила, на иконах Богоматери), хвалебные гимны, поучения для входящих в храм и т. д.

                                           Ангел Златые Власы

Ангел Златые власы — древнейшая икона из собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.

Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.

История:  Икона получила известность в первой половине 1920-х годов, когда была обнаружена в Отделе древностей Румянцевского музея в Москве. Она была настолько записана, что атрибутировалась Симону Ушакову. Откуда происходит «Ангел Златые власы», где он находился на протяжении почти восьмисот лет, как попал в Румянцевский музей, никому не известно и теперь уже никогда не будет известно.

После того как икона попала в поле зрения исследователей, оценка ее значения неуклонно повышалась. Это сказалось на ее перемещении из одного крупного музея в другой. При расформировании в 1925 году Румянцевского музея икону распределили в Государственный Исторический музей. Там икона была впервые показана в 1926 году на выставке памятников древнерусской иконописи. После выставки «Ангела Златые власы» забрала Третьяковская галерея. В 1934 году галерея, которой было свойственно ценные вещи забирать, но отнюдь не отдавать, все же передала икону в Русский музей. Она стала самым древним иконописным памятником в его собрании.

О принадлежности «Ангела Златые власы» к той или иной иконописной школе в специальной литературе существуют самые разнообразные предположения. Некоторые исследователи считали его творение суздальских мастеров, другие относили к Киеву. Чаще всего икону выводили из Новгорода. Однако до нашего времени дошло слишком мало памятников начального древнерусского периода, чтобы с полным основанием говорить о существовании на Руси в XII веке региональных иконописных центров. Иконопись этого периода, как и вся древнерусская культура домонгольского времени, была теснейшим образом связана с Византией, откуда Русь приняла крещение и общие христианские традиции. В. Н. Лазарев высказал осторожное предположение, что эта икона, также как «Спас нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте (ГТГ) и «Устюжское благовещенье» (ГТГ), «вышли из мастерской „грека Петровича“, который, по свидетельству Первой Новгородской летописи, расписывал в 1196 году церковь Положения ризы и пояса Богородицы в Новгороде». Вместе с тем Лазарев добавляет: «Было бы, однако, неверно связывать византизирующее направление в новгородской иконописи XII века только с деятельностью этой мастерской» (Лазарев В.Н. История византийской живописи. — М., 1986. С. 112.).

О близости иконы к византийским памятникам говорит восточный, греческий тип архангела, совершенство его мягкой моделировки. Однако в «Ангеле Златые власы» нет суховатой аскетической отвлеченности, свойственной многим византийским иконам комниновского периода.

«Ангел Златые власы», архангел Гавриил, безусловно, не бытовал как отдельный молельный образ, а входил в состав оглавного деисусного чина, который, возможно, стоял на верху алтарной преграды неизвестной нам церкви. Этим объясняется поворот головы архангела влево, в сторону Спаса Вседержителя, чья икона должна была находиться в центре, а также редкий иконографический тип Гавриила. Обычно он изображался по пояс или в полный рост в традиционном облачении и с архангельскими атрибутами. На этой же иконе представлен только лик Гавриила крупным планом, хотя доска небольшая.

Вдохновенная торжествующая красота архангела — своеобразный эталон эстетических представлений византийских иконописцев. Лик архангела наполнен тихой печалью, которая видна в задумчивом взгляде его по-византийски огромных глаз. Целостность иконного образа покоится на цветовой гармонии, единстве тона, соразмерности форм, ритме округлых линий. Особенным благородством отличаются линейные абрисы и покрытые золотым ассистом пряди волос архангела, благодаря которым он получил прозвание «Златые власы».

В иконе использована техника многослойного вохрения с постепенным высветлением охры в выступающих местах лика. В затененных местах тенями просвечивает зеленоватая санкирная подоснова. Работа над иконой была завершена сейчас слабо выраженными белильными оживками и тонкой подрумянкой губ и щек. Все это создавало впечатление воздушного, неземного иконного пространства, отвечающей метафизической значимости образа. Рафинированность цветовой гаммы и изысканно-усложненная манеры письма «Ангела Златые власы» свидетельствуют о его византийском происхождении.

              Собор Архистратига Михаила и прочих небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных — праздник Православной церкви в честь почитаемых небесных бесплотных сил во главе с Михаилом. Празднование совершается 21 ноября (8 ноября по юлианскому календарю).

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре - в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день осмый", и тогда "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним" (Мф. 25, 31).

                                                                  Выводы

1)Таким образом, Ангелы — реальные духовные существа, обладающие личностью, умом, волей и силой. Они принадлежат небесному миру и свободны от ограничивающих законов нашего физического бытия. Они пребывают вне времени и вне пространства, то видимые, то не видимые человеку.

2)Ангелы — существа свободные. Именно в ангельском мире возникло зло как отпадение от Бога. Противоборство между добром и злом происходит как в небесном мире, так и в мире людей. Зло через грех Адама перешло и в наш, физический мир. Ход борьбы между силами добра с силами зла непосредственно влияет на нашу земную жизнь. Именно это имеем мы в виду, когда говорим об ангелах-хранителях или бесах-искусителях.

Список используемой литературы:

1)Библия. Ветхий и Новый Завет

2)Священномученик Дионисий Ареопагит «О небесной Иерархии» (по изданию 1893 г. Перевод с греческого)

3)Протоирей Серафим Слободской «Закон Божий»

4) http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=15591&cat_ob_no=12792

5) http://days.pravoslavie.ru/Life/life2501.htm

6) http://www.nsad.ru/index.php?issue=48§ion=10019&article=1062

7) http://www.angelhranitel.ru/

8) http://www.angelologia.ru/bogoslovie/Angel_Hranitel.htm

9) http://www.portal-slovo.ru/theology/43630.php

10) http://phantasma.ucoz.ru/publ/bogi_bozhestva_angely_i_ko_2/angely/24-1-0-147




© Создание сайта IT Pegas Studio - www.pegas-studio.net