Моисей и его пастырское служение

Церковно-Приходская школа

Храма Вознесения Господня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«Моисей и его пастырское служение»

 

 

 

Выполнила:

Ученица 8 класса

Сорокина Мария

Руководитель:

Суханова Любовь Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Колпино

2015

 

Моисей-величайший ветхозаветный пророк, вся жизнь его была посвящена целиком и полностью служению Богу и своему народу. Он вывел иудеев из Египта, где они пребывали в рабстве, принял на синайской горе от Бога Десять заповедей и сплотил израильские колена в единый народ. Он был единственным посредником между Богом и всем израильским народом.

В христианстве Моисей считался одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа-Завет Новый.

 

Рождение Моисея.

Согласно библейскому рассказу, Моисей родился в Египте в еврейской семье в те времена, когда евреи находились в рабстве у египтян, приблизительно в 1570 году до Р. X. (по другим оценкам около 1250 года до Р.Х.). Родители Моисея принадлежали колену Леви́я.

 

Как известно, израильтяне переселились в Египете ещё при жизни самого Иакова-Израиля(XVIIв. до Р.Х.), спасаясь от голода. Они жили в восточной египетской области Гошен, граничащей с Синайским полуостровом и орошаемой притоком реки Нила. Здесь они имели обширные пастбища для своих стад и могли свободно кочевать по стране.

Со временем израильтяне все более размножались, и чем более они размножались, тем враждебнее относились к ним египтяне. В конце концов евреев стало так много, что это стало внушать страх новому фараону. Он сказал своему народу: «Вот племя израильское размножается и может стать сильнее нас. Если случится у нас война с другим государством, то израильтяне могут соединиться с нашими врагами». Чтобы племя израильское не усиливалось, решено было обратить его в рабство. Фараоны и их чиновники стали угнетать израильтян, как пришельцев, а потом начали обращаться с ними, как с покоренным племенем, как господа с рабами. Египтяне стали принуждать израильтян к самым тяжелым работам в пользу государства: их заставляли копать землю, строить города дворцы и памятники для царей, приготовлять глину и кирпич для этих построек. Были назначены особые надзиратели, которые строго следили за исполнением всех этих принудительных работ.

Но как ни притесняли израильтян, они все-таки продолжали размножаться. Тогда фараон отдал приказ, чтобы всех новорожденных израильских мальчиков топили в реке, а в живых оставляли только девочек. Этот приказ исполнялся с беспощадной строгостью. Израильскому народу грозило полное истребление.

 

В это бедственное время у Амрама и Иохаведы, из колена Левия, родился сын. Он был настолько прекрасен, что от него исходил свет. Отцу святого пророка Амраму было явление, говорившее о великой миссии этого младенца и о Божием благоволении к нему. Матери Моисея Иохаведе удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Однако, не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в осмоленной корзине из тростника в зарослях на берегу Нила.

 

«Дочь фараона, со служанками, пришла купаться на это место. Заметив корзинку, она велела достать ее. Когда она увидела плачущего младенца, ей стало жалко его. Она сказала: "это из еврейских детей". 

 

Мариам подошла к ней и спросила: "не поискать ли для него среди евреек кормилицу?" 

 

Царевна сказала: "Да, пойди и поищи". 

 

Мариам пошла и привела мать. Царевна сказала ей: "возьми этого младенца и вскорми его мне; я дам тебе плату". Та с великою радостью согласилась. 

 

Когда младенец подрос, мать привела его к царевне. Царевна взяла его к себе, и он был у нее вместо сына. Она дала ему имя Моисей, что значит: вынутый из воды. 

 

Моисей вырос при царском дворе и был научен всей мудрости египетской. Но он знал, что он еврей, и любил свой народ. Однажды Моисей увидел, что египтянин бьет еврея. Он заступился за еврея и убил египтянина. Другой раз, Моисей увидел, как еврей бьет другого еврея. Он хотел остановить его, но тот дерзко ответил: "не хочешь ли ты и меня убить, как убил египтянина?!" Моисей испугался, видя, что об его поступке стало известно. Тогда Моисей убежал из Египта, от фараона в другую страну, в Аравию, в землю Мадиамскую. Он поселился у священника Иофора, женился на его дочери Сепфоре, и пас его стада.»2

 

Призвание Моисея.

«Однажды Моисей ушел со стадами далеко и был у горы Хорива. Там он увидел терновый куст, который горел и не сгорал, то есть был объят пламенем, а сам не горел. 

 

Моисей решил подойти ближе и посмотреть, отчего куст не сгорает. Тут он услышал голос из средины куста: "Моисей! Моисей! Не подходи сюда; сними обувь с ног твоих, потому что место на котором ты стоишь, святая земля. Я Бог Авраама, Исаака и Иакова". 

 

Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся посмотреть на Бога.»2 

 

Господь сказал ему: "Я увидел страдания народа моего в Египте и услышал вопль его и иду избавить его от руки египтян и ввести в землю ханаанскую. Иди к фараону и выведи народ Мой из Египта". 

«Пойди, собери старейшин [сынов] Израилевых и скажи им: Господь, Бог 

отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, [Бог] Исаака и [Бог] Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте. 

И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед. 

И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему. 

Но Я знаю, что [фараон] царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою; 

и простру руку Мою и поражу Египет

всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас.»1 Исход, 3, 16-20.

Моисей боялся, что ему не поверят Египтяне, что Господь приходил к нему, тогда Бог дал Моисею силу знамений:

«И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. 

Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. 

И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его. 

Это для того, чтобы поверили [тебе], что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. 

Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее [из пазухи своей], и вот, рука его побелела от проказы, как снег. 

[Еще] сказал [ему Господь]: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его. 

Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого; 

если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше.»1 Исход, 4, 2-9.

«А так как Моисей был косноязычен, то есть заикался, то Господь дал ему в помощь брата его Аарона, который бы говорил вместо него. 

 

(Куст, не сгоравший в огне, который видел Моисей при явлении ему Бога, получил название: "Неопалимая Купина". Он изображал собою состоите избранного еврейского народа, притесняемого и не гибнущего. Он был также прообразом Божией Матери, Которую не опалил огонь Божества Сына Божия, когда Он сошел через Нее с неба на землю, родившись от Нее. )»2

 

Моисей и Аарон идут к фараону.

Моисей и Аарон пришли в Египет. В это время там уже царствовал другой фараон.

«И пошел Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израилевых, 

и пересказал [им] Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею; и сделал Моисей знамения пред глазами народа, 

и поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились.»1 Исход, 4, 29-31.

«После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали [ему]: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. 

Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу. 

Они сказали [ему]: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом. 

И сказал им царь Египетский: для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ [мой] от дел его? ступайте [каждый из вас] на свою работу.

сказал фараон: вот, народ в земле сей многочислен, и вы отвлекаете его от работ его.

и в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям , говоря:

не давайте в преть народу соломы для деланья кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому,

а кирпичей наложите на них тоже урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву богу нашему.дать им больше работы, чтобы они работали и не занимались пустыми речами»1 Исход, 5, 1-9.

 

Десять казней и учреждение праздника Пасхи.

Тогда Моисей, по велению Божию новел на Египет последовательно 10  казней, то есть

Великих бедствий, чтобы фараон согласился отпустить еврейский народ из земли египетской.

  1. Наказание кровью

( вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев( и даже та которая была у иудеев превращалась в кровь если ее хотел украсть египтянин) пить Египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям тогда согласно преданием, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось таки превратить ее из крови в воду, и фараон решил, что наказание кровью- не наказание Господня, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.)

  1. Казнь лягушками

(как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в твой дом, и в спальню твою, и на постель твою, и в дома рабов твоих и народа твоего и в печи твои. И в квашни твои.»жабы наполнили всю землю египетскую, египетские колдуны опять принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало ещё больше, однако они сказали фараону что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моисею что поверит что Египет наказал бог и отпустит его народ, если Бог уберёт всех лягушек, после исчезновения лягушек фараон решил отказаться от своего обещания)

  1. Нашествие мошек

( В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на Египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши. На этот раз колдуны не смогли помочь фараону и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался не приклонен. И тогда следует четвертая казнь)

  1. Наказание песьими мухами

(тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян «по словам Филона насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью.» Скорее всего, под песьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных. Главный урок этой казни заключался в том, что бог открыто заявил фараону и всем египтянам между ними и иудеями. Песьи мухи были везде, кроме области Гесем в которой жили евреи; они были во всех домах кроме домов израильтян. Фараон вновь нарушил свое обещание.)

  1. Мор скота

( у всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил.)

  1. Язвы и нарывы

( после этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко в верх  пред фараоном. Так они и сделали и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами. И испугался фараон что всю оставшуюся жизнь будет мучатся и чесаться из-за язв и нарывов и решил таки отпустить евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость и поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон)

  1. Гром, молнии и огненный град

( началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град. Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя  и ужаснулись, так как поняли , что это гнев того, кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолится богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон)

  1. Нашествие саранчи

( Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской. И вновь просил Фараон Моисея вымолить пощаду  у Бога, и вновь пообещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу и подул ветер в другую сторону, и унес всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона и он никого не отпустил)

  1. Необычная темнота

( Темнота, павшая на Египет была не обычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать, а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло. Темнота стала сгущаться так, что Египтяне не могли даже пошевелится. Приходил Моисей к фараону опять фараон пообещал их отпустить, но не сдержал своего слова, пообещал казнить Моисея если тот ещё появится там.)

  1. Казнь первенцев

(и не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев, после того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы( за иск. Еврейских) Фараон сдался! И разрешил евреям покинуть Египет так начался ИСХОД).

 

Исход. Переход через Чермное море.

Той же ночью весь израильский народ навсегда покинул Египет. 

«С Моисеем вышло до 6 сот тыс. человек, не считая жен и детей. Как только евреи выступили из Египта перед ними явился столб который днем был облачным, а ночью огненным. Он указывал им путь.

День избавления евреев от египетского рабства остался на всегда памятным для них. Господь установил в этот день главный ветхо заветный праздник, который он назвал Пасхою.

Слово «пасха» означает: прохождение мимо, или избавление от беды. Сама же ветхозаветная еврейская Пасха прообразовала собою нашу новозаветную, христианскую Пасху. Как тогда смерть прошла мимо жилищь Евреев и они освобождены были от египетского рабства и получили обетованную землю, как в христианскую Пасху, Воскресение Христово, смерть вечная прошла мимо нас: воскресший Христос, освободив нас от рабства диавола, дал нам вечную жизнь.

Евреи, по выходе из Египта, направились к Чермному, или Красному морю. Египтяне же, похоронивши умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. Фараон, собрав войско с колесницами и всадниками, отправился в погоню за евреями. Он догнал их у берега моря. Увидев позади себя грозные полчища фараона, евреи пришли в ужас. Вместо того, чтобы просить у Бога помощи, они стали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ободряя их, Моисей в душе своей молился Богу. Господь услышал его молитву. Облачный столп стал позади евреев и скрыл их от египтян. Господь сказал Моисею: "возьми жезл твой, простри руку твою на море и раздели его»2

«И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.»1 Исход, 14,21.

« И пошли евреи по сухому дну, вода же была им стеною по правую и по левую сторону. Слыша в стане еврейском движение, египтяне погнались за евреями по дну морскому и уже достигли середины моря. В это время евреи вышли на другой берег. Моисей снова, по повелению Божию, простер руку свою с жезлом на море. Вода морская слилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, и потопила египтян. 

 

Тогда израильский народ (евреи) с великою радостью, воспели благодарственную песнь Господу Богу, своему Помощнику и Покровителю.»2

 

Чудеса Моисея.

Во время путешествия евреев из Египта в землю обетованную Господь сотворил много и других чудес. 

«И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. 

Пришли в Мерру - и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра. 

И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? 

[Моисей] возопил к Господу, и «Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. 

И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой. 

И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах.»1 Исход, 15, 22-27.

«И двинулись из Елима, и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. 

И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, 

и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом. 

И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет;»1 Исход, 16, 1-4.

«И сказал Господь Моисею, говоря: 

Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом - и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. 

Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; 

роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. 

И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу;»1 Исход, 16, 11-15.

«И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом.»1 Исход, 16,31.

«И двинулось всё общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу.»1 Исход, 17,1.

«И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; 

вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. 

И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?»1 Исход, 17, 5-7.

 

Манна в пустыне и вода, истекшая из каменной скалы, спасшая израильтян от смерти, прообразовали собою истинные для нас пищу и питие, то есть Тело и Кровь Христовы, который дает нам Господь в святом причащении, спасающая нас от вечной смерти. 

В Рефидиме на евреев напали жители пустыни, Амаликитяне. Моисей послал против них Иисуса Навина с войском, а сам с братом своим Аароном и Ором взошел на ближайшую гору и начал молиться, поднявши обе руки к небу (образовав собою крест). 

Аарон заметил, что когда Моисей держал свои руки вверх, то евреи побеждали врагов, а когда от усталости опускал, то тогда амаликитяне побеждали евреев. Поэтому Аарон с Ором посадили Моисея на камень, а руки его держали простертыми. И евреи победили амаликитян. 

Моисей, молившийся с поднятыми руками, прообразовал собою победный крест Христов, силою которого теперь верующие христиане побеждают видимых и невидимых врагов. 

 

Синайский Завет и 10 Заповедей.

«От Чермного моря евреи все время шли по пустыне. Они остановились станом у горы Синая (Синай и Хорив - две вершины одной и той же горы). Здесь Моисей взошел на гору, и Господь сказал ему: "Так скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом". 

 

Когда Моисей сошел с горы, он передал народу волю Божию. Евреи отвечали: "Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны". 

 

Господь повелел Моисею приготовить народ к третьему дню для принятия Закона Божия. Евреи постом и молитвою готовились к этому дню. 

 

На третий день, который был пятидесятым от еврейской Пасхи, то есть от исхода евреев из Египта, густое облако покрыло вершину горы Синая. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался сильный трубный звук. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась.»2

«Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; 

и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. 

И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей.»1 Исход, 19,18-20.

 

«По повелению Божию Моисей взошел на гору и пробыл там сорок дней и сорок ночей, без всякой пищи.

И изрек (то есть, сказал) Господь Свой закон в десяти заповедях. 

Бог дал ему две скрижали, или каменные доски, на которых были написаны десять заповедей. Кроме того, Господь дал Моисею и другие законы церковные и граждански. Повелел Он также устроить скинию, то есть переносный храм Божий. 

 

Сойдя с горы, Моисей все эти законы и все, что открыл ему Господь на горе Синае, записал в книги. Так появилось у нас Священное Писание, или Закон Божий. 

Десять заповедей, или повелений, которые Бог дал Своему народу, точно указывают, что должен делать человек и чего избегать, если хочет любить Бога и ближних. Вот эти заповеди: 

 

I. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. 

1. Я, Господь Бог твой; чтобы не было у тебя других богов, кроме Меня. 

 

Заповедь эта повелевает любить Бога больше всего и, кроме Него, не воздавать никому Божеской почести. Святых угодников Божиих следует тоже почитать, но не так, как Самого Бога, а как людей более других угодных Богу, как молитвенников и заступников наших перед Ним. 

 

II. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. 

2. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею; не кланяйся и не служи им. 

 

Так как все в мире сотворено Богом, то Ему одному следует покланяться и Его одного следует почитать Божеством. Делать идолов и им поклоняться никак не следует. Поклоняясь святой иконе, мы должны представлять себе того, кто изображен на ней, и ему поклоняться, а не считать самые иконы за Божество. 

 

III. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. 

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. 

 

Не должно святое и великое имя Божие произносить праздно, в пустых разговорах, а потому и божиться и клясться понапрасну заповедь эта запрещает. 

 

IV. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. 

4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой - день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему. 

 

Шесть будничных дней недели человек должен трудиться, работать, и вообще заботиться обо всем, что нужно для его земной жизни. Седьмой же день надо посвятить Богу, то есть отделить его для Господа, молиться Ему, читать во славу Божию полезные книги, помогать бедным, и вообще, ради Господа, делать как можно больше добра, а не в праздности быть и отнюдь не бесчинствовать. В Ветхом Завете так праздновалась суббота, а у нас, в Новом Завете, в память воскресения Христа из мертвых, празднуется воскресенье. 

 

V. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 

5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле. 

 

Должно любить и уважать родителей, слушаться их добрых наставлений и советов, заботиться о них в болезнях, быть опорою им в старости и нуждах, также должно почитать прочих родственников, старших, благодетелей, учителей, духовных отцов и начальников; за это Бог обещает продлить земную жизнь. 

 

VI. Не убий. 

6. Не убей. 

 

Под убийством разумеется не только лишение жизни себя или кого-либо другого, но если и допускаем других до убийства своим приказанием, советом, помощью, согласием. Воспрещается этой заповедью также необуздание своего гнева и оскорбление ближнего всяким бранным словом. Заповедь эта повелевает жить со всеми в мире и согласии, а также кротко обращаться с животными. 

 

VII. Не прелюбы сотвори. 

7. Не прелюбодействуй. 

 

Этой заповедью Господь запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Обжорство, пьянство и вообще всякое излишество и необузданность также запрещаются этой заповедью. 

 

VIII. Не укради. 

8. Не воруй. 

 

Ничего чужого не бери без спроса ни явно, ни тайно; не обманывай при продаже; при всякой сделке рассчитывайся честно; не скрывай найденное; всякую работу оканчивай к обещанному сроку и делай ее по совести. 

 

IX. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 

9. Не произноси на другого ложного свидетельства. 

 

Заповедь эта запрещает лгать, клеветать, говорить о людях дурное, осуждать их, а также верить клеветникам. Заповедь эта повелевает всегда держать свое слово честно. 

 

X. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. 

10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни какого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему. 

 

Заповедь эта запрещает завидовать чужому добру и повелевает довольствоваться тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний - и все недобрые злые дела.»2

 

«Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали [так] в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею; 

дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые [сегодня] заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои. 

Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, [что Он даст тебе] землю, где течет молоко и мед. [Сии суть постановления и законы, которые заповедал Господь Бог сынам Израилевым в пустыне, по исшествии их из земли Египетской.] 

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; 

и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. 

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; 

и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; 

и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, 

и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.»1 Второзаконие, 6, 1-9.

 

«Закон Божий каждый должен знать и исполнять. Соблюдающий заповеди создает себе, кроме временного благополучия, вечное спасение. 

 

В память Синайского законодательства Моисеем был установлен праздник пятидесятницы. 

 

Учреждение скинии завета.

Евреи стояли станом у горы Синая целый год. В это время Моисей, по повелению Божию, устроил скинию, или переносный, в виде палатки, храм. Скиния была устроена из дорогих тканей, привешенных к столбам. Она имела три отделения: двор, святилище и святое святых. 

 

Во двор входил народ для молитвы; там стоял жертвенник, на котором приносили жертвы, стояла медная умывальница. 

 

Во святилище входили священники; здесь находился стол с двенадцатью хлебами, золотой семисвечник, или светильник с семью лампадами, и алтарь кадильный, то есть жертвенник, на котором священники воскуряли фимиам. 

 

Во святое святых, которое отделялось от святилища завесой, мог входить только первосвященник (архиерей), да и то только один раз в год. Во святом святых стоял ковчег завета. Ковчегом, или кивотом завета назывался ящик, сделанный из дерева и обложенный внутри и снаружи золотом, с золотою крышкою и золотыми на ней изображениями двух херувимов. В ковчеге завета хранились скрижали с заповедями (скрижали завета), чаша с манною, жезл Ааронов, а впоследствии и священные книги. На двух сторонах ковчега было по два золотых кольца, куда вкладывались позолоченные шесты, чтобы носить его. 

 

Когда скиния была готова, Моисей освятил ее, со всеми ее принадлежностями, священным миром. При этом слава Господня, в виде облака, сопровождавшего евреев в пути, покрыла скинию, и с того времени всегда находилась над нею. 

 

Для служения при скинии, Моисей, по повелению Божию, назначил колено Левиино и определил к скинии первосвященника, священников и левитов, то есть прислужников. 

 

Первосвященником был поставлен Аарон, брат Моисеев, священниками - четыре сына Аарона, а прочие потомки Левия - левитами. Первосвященник соответствовал нашим епископам (архиереям), священники - иереям, а левиты - диаконам и прислужникам. Бог положил, чтобы на будущее время старший из рода Ааронова был первосвященником, а прочие из его рода были священниками. 

 

Скиния прообразовала собою Церковь Христову, а также и Божию Матерь, Которая, вместив в Себя Бога, была как бы Домом Божиим.»2

 

От горы Синая евреи двинулись к земле обетованной (Ханаанской). В пути евреи не один раз поднимали ропот (недовольство и обиду) на свое путешествие. Господь за это наказывал их, но по молитвам Моисея миловал их. 

 

Даже сестра Мариам и Аарон упрекали Моисея за то, что он женился на ефиоплянке, и при этом унижали его достоинство, как посланника Божия. Моисей был самый кроткий из всех людей и терпеливо переносил упреки. 

 

Господь наказал Мариам проказою. 

 

Аарон, увидев проказу на своей сестре, сказал Моисею: "не поставь нам во грех, что мы поступили глупо и согрешили". 

 

Тогда Моисей горячо молил Бога об исцелении сестры. И Господь послал ей исцеление, но только после того, как она пробыла семь дней в заключении вне стана. 

 

Когда же евреи подошли к границе обетованной земли, в пустыне Фаран, то по повелению Божию послал Моисей послов (соглядатаев) осмотреть землю обетованную. Избраны были двенадцать человек, по одному из каждого калена. В числе избранных были Халев, от колена Иудина, и Иисус Навин, от колена Ефремова. 

 

Посланные прошли всю землю и осмотревши ее возвратились через сорок дней. Они принесли с собою срезанную там виноградную ветвь с одною кистью ягод, которая была такая большая, что ее пришлось нести на шесте двум человекам. Они принесли также гранатовых яблок и смокв. Все они хвалили плодородие земли. Но десять человек, из двенадцати посланных (кроме Халева и Иисуса Навина) смутили народ, они говорили: "народ, живущий в той земле, силен и города велики и сильно укреплены ... не можем мы идти против народа того, он сильнее нас. Там мы видели таких исполинов, что перед ними мы не более, как саранча". 

Тогда евреи подняли вопль и стали роптать на Моисея и Аарона, и говорить: "Для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?" 

 

Иисус Навин и Халев уговаривали народ не восставать против воли Господа, ибо Сам Господь поможет завладеть землей, обетованной (обещанной) Богом отцам их. 

 

Но евреи сговорились побить камнями Моисея, Аарона, Иисуса Навина и Халева; поставить нового начальника и возвратиться назад. 

 

Тогда слава Господня в виде облака явилась в скинии, перед всем народом. И сказал Господь Моисею: "доколе этот народ будет не верить Мне при всех знамениях, которые Я ему сделал? Скажи им от имени Моего: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам. В пустыне сей падут тела ваши, и все вы, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я клялся поселить вас, кроме Халева и Иисуса Навина. Завтра же поверните и идите в пустыню к Чермному морю. Детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, а ваши тела падут в этой пустыне. По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, чтобы вы узнали, что значит быть оставленным Мною". 

Десять соглядатаев, которые своими худыми рассказами о земле возмутили народ, тотчас же были поражены смертью перед Скиниею. 

Но израильтяне, выслушав обличение греха своего, не хотели подчиниться повелению Господню и идти по указанному пути, они стали говорить: "вот, мы пойдем на то место, о котором сказал Господь, ибо мы согрешили" - т. е. этими словами они говорили как бы так: "теперь же пойдем и возьмем землю. Каемся в своем грехе, зачем нас наказывать 40 лет". Моисей сказал им: "Для чего вы преступаете повеление Господне? Это будет безуспешно". И оставался с Ковчегом Завета Господня в стане. 

 

Израильтяне же, вопреки воле Божией дерзнули подняться на вершину горы, где жили амаликитяне и хананеи, - и были разбиты и бежали. 

 

И пошли они кочевать 40 лет в пустынях Аравии. Но и за это время милосердный Господь не оставлял их Своею милостью и посылал им много чудес. 

 

Вскоре после осуждения на сорокалетнее странствование, между евреями возникло новое возмущение. Некоторые евреи (предводителем которых был старшина одного племени, Корей) были недовольны тем, что священство предоставлено только племени Аарона. Но Господь наказал их - земля, разверзшись, поглотила бунтовщиков. 

 

Чтобы прекратить между евреями споры, кому принадлежит священство, Моисей, по повелению Божию, приказал всем старейшинам принести свои жезлы и положить на ночь в скинию. На другой день все увидели, что жезл Аарона расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. Тогда все признали Аарона первосвященником. 

 

По повелению Божию, жезл Ааронов был положен пред ковчегом завета. 

Однажды, за свой ропот на Бога, евреи были наказаны появлением множества ядовитых змей, которые жалили народ, так что многие умирали. Евреи раскаялись и просили Моисея помолиться о них Богу. Господь повелел Моисею сделать медного змия и повесить его на знамя. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змия, тот оставался жив. 

Этот медный змий служил прообразом Христа, Спасителя. Христос распял с Собою на кресте все наши грехи и мы теперь, взирая с верою на Него, исцеляемся от грехов своих и спасаемся от вечной смерти.»2

 

Конец странствования. Смерть Моисея.

Несмотря на большие трудности пророк Моисей до конца жизни остался верным служителем Господа Бога. Он вёл, учил и наставлял свой народ. Он устроил их будущее, однако в Землю Обетованную не вошёл за маловерие, проявленное им и братом его Аароном у вод Меривы в Кадесе. Моисей дважды ударил по скале своим жезлом, и из камня потекла вода, хотя достаточно было одного раза — и Бог, разгневавшись объявил, что ни он, ни его брат Аарон не войдут в Землю Обетованную.

По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле». Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего. В каком-то смысле судьба Моисея подобна судьбе самого Ветхого Завета, который сквозь пустыню язычества довёл народ Израиля до Нового Завета и замер на его пороге. Моисей умер в конце сорокалетних странствий на вершине горы Нево, с которой он мог издали видеть обетованную землю — Палестину. Бог сказал ему: «Вот земля, о которой я клялся Аврааму, Исааку и Иакову… Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь».

Было ему 120 лет, но ни зрение его не притупилось, ни сила не иссякла. 40 лет провёл во дворце египетского фараона, другие 40 — со стадами овец в земле мадиамской, и последние 40 — в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне. Израильтяне почтили кончину Моисея 30-дневным плачем. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.

После Моисея еврейским народом, духовно обновленным в пустыне, руководил его ученик Иисус Навин, который привел евреев на Обетованную Землю. За сорок лет скитаний не осталось в живых ни одного человека, вышедших с Моисеем из Египта, и кто усомнился в Боге и поклонился золотому тельцу у Хорива. Таким образом был создан действительно новый народ, живущий по закону, данному Богом на Синае.

Моисей был и первым Боговдохновенным писателем. По преданию он является автором книг Библии – Пятикнижия в составе Ветхого Завета. Моисею приписывается и псалом 89 «Молитва Моисея, человека Божия».

 День памяти пророка Моисея 17 сентября.


 

Список литературы:

 

  1. «Библия. Ветхий завет. Пятикнижие Моисея», («Российское библейское общество», Москва, 2008 г.);
  2. «Закон Божий», («Братство Новомученика Архиепископа Илариона Верейского», Санкт-Петербург, 2003 г.);
  3. Священник Лев Шихляров – «Введение в Ветхий Завет» (конспект лекций);
  4. Интернет.

 




© Создание сайта IT Pegas Studio - www.pegas-studio.net