Толкование притч, рассказанных Иисусом Христом

 

 

 

 

 

 

Тема: Толкование притч, рассказанных Иисусом Христом

 

Выполнил

Романов Константин


 

Почему Господь говорил притчами?

Некто сказал, что притча – это земная история с небесным смыслом. Господь Иисус часто использовал притчи как средство иллюстрации глубоких божественных истин. Истории, подобные этим, легко запоминаются, персонажи ярко выражены, а символика имеет богатый смысл. Притчи были популярной формой обучения в иудаизме. До определенного момента Своего служения Иисус привел много графических аналогий, используя обыкновенные вещи, которые были знакомы каждому (соль, хлеб, овцы и т.д.), и смысл их был достаточно ясен в контексте Его учения. Притчи требовали более подробного объяснения, и со временем Иисус начал учить исключительно притчами.  
         Вопрос в том, почему Иисус позволил большинству людей сомневаться в смысле Его притч? Первый ответ на него находится в контексте Его притчи о семени и почве. Перед тем, как Он истолковал эту притчу, Он отвел своих учеников от толпы. Они сказали Ему: «Почему Ты говоришь с ними иносказаниями?». Иисус ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небес, а им не дано, – ответил Он – У кого есть, тому Бог даст еще, и будет у него избыток, а у кого нет, у того и то, что есть, Он отнимет. Я потому говорю с ними иносказаниями, что они смотрят – и не видят, слушают – и не слышат, и не понимают. Так исполнилось на них пророчество Исайи, гласящее: "Ушами, будете слушать – и не поймете, глазами смотреть – и не увидите! Заплыло жиром сердце этого народа, туги они стали на ухо, и сомкнулись у них глаза. А иначе глазами увидели бы, и ушами услышали бы, сердцем поняли бы. И тогда ко Мне обратились бы, и Я бы их исцелил". Вашим глазам посчастливилось – они видят, и ушам посчастливилось – они слышат. Поверьте, много пророков и праведников хотели увидеть то, что видите вы, но не увидели и услышать то, что слышите вы, но не услышали» (Матфея 13:10–17).
         С этого момента в служении Иисуса, когда Он говорил притчами, Он объяснял их только Своим ученикам. Но те, кто постоянно отвергал Его сообщения, были оставлены в духовной слепоте и задавались вопросами о значении Его слов. Он провел четкое различие между теми, кому были даны «уши, чтобы слышать», и теми, кто упорствовал в неверии – они слушали, но никогда на самом деле не понимали: «Они вечно чему-то учатся, но никак не могут прийти к познанию истины» (2 Тимофею 3:7). Ученикам был дан дар духовного различения, с помощью которого истины Духа были понятны им. Приняв истину от Иисуса, они получили больше правды. То же самое верно и сегодня в отношении верующих, получивших дар Святого Духа, который ведет нас ко всякой истине (Иоанна 16:13). Он открыл наши глаза для света истины и наши уши – сладким словам вечной жизни.
         Наш Господь Иисус понимал, что истина не была сладкой музыкой для всех ушей. Проще говоря, есть те, у кого нет ни интереса, ни расположения к глубоким Божественным вещам. Почему же тогда Он говорил притчами? Для тех, кто истинно ищет Бога, притча является одновременно эффективным и запоминающимся средством для передачи Божественной истины. Притчи нашего Господа содержат большой объем правды в нескольких словах – и Его притчи, богатые образами, не так легко забыть. Таким образом, притча является благословением для тех, кто готов слышать. Но для тех, кто с тугими сердцами и ушами, притча также является провозглашением суда.

Притча о мытаре и фарисее.

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.                                                                                                                                Лука 18:9-14.     
         Фарисеи – это люди, которые делали все только по закону и по Ветхому Завету, поэтому по пришествию Иисуса Христа они не верили и не хотели принимать Новый Завет. Вообще это те люди, которые гордятся и восхваляют себя, люди лицемерные и двуличные, то есть “снаружи”- правильные и добрые, а внутри - гордые и злые.
А Мытарем в Новом Завете называется человек, занимавшийся сбором податей и налогов в Древней Иудее.   
         “Так как мытари состояли на службе у римского прокуратора Иудеи, то они считались предателями иудейского народа. За это они были всеми презираемы и нелюбимы, а общение с ними как минимум не приветствовалось или даже считалось грехом. ”    
         На первый взгляд эта притча, кажется  проста. Но окунемся глубже. Господь же не осуждает Фарисея. Он говорит то, мытарь выходит более оправданным, чем фарисей. По тому, что фарисей делает все честно: приносит десятую часть всего того, что приобретает, постится два раза в неделю. Он и говорит Богу про то, что он все делает правильно, поэтому ему не за что просить прощение перед Богом как мытарю.
 Мытарь же даже боится переступить порог храма, потому что  понимает, что он не только совершил грех, но он и предатель, потому что находится на службе у римского государства. Поэтому он стал тем, над кем издеваются и унижают, так как он берет налог у своего же народа. И он понимает, что если не идти в храм, не молится Богу, то у него нет надежды вообще.

  

Смысл притчи прост: наш путь к Богу начинается не тогда, когда мы рады и счастливы жизни, а тогда когда нам плохо, нерадостно, когда у нас закончились удовольствия. И только тогда нам становится нужен Бог.
 И пример Мытаря нам нужен для того, чтобы мы учились жаждать спасения Божьего. А пример фарисея научил не осуждать тех, кто идет по другой дороге, но рядом с нами.         

 

Притча о блудном сыне.

У некоторого человека было два сына;  и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;  и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;  и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин, называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем, есть, и веселиться!  ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;  а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,  а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

           Многие наши современники  говорят о том, что верят в Бога, но вопрос в какого Бога они верят, очень часто повергает их в замешательство. Зачастую их образ Бога основан на собственных воззрениях, предпочтений, жизненного опыта, страхов и ожиданий.

Каков же Бог, в которого верят христиане? Про него говорится в притче о Блудном сыне. Вообще, если задуматься, кто есть кто, то получается, что Отец - это Бог, Сын – это люди, которые совершают плохие дела, а потом приходят раскаиваться в своих грехах, то есть это христиане. А старший брат – это люди, гордящиеся и его Христос сравнивает с фарисеями.
       Как видно из первых стихов притчи, Бог любит нас настолько, что он позволяет нам сделать собственный выбор. Но мы часто не понимаем, что значит свобода. Каждого из нас Бог рассматривает как обладающего этой свободой выбора, и, как следствие, несущего личную ответственность перед Ним.      

    Младший сын не просто проснулся однажды утром в свинарнике, но очутился там, сделав ряд ложных шагов, неправильно распорядившись свободой. Разрыв отношений с отчим домом можно охарактеризовать словом “скука”. Младшему сыну надоела монотонная семейная жизнь и у него возникает желание пожить в “настоящем” мире. И младший сын делает свой выбор, тем самым огорчив своего отца. Он просит о своей части наследства. Отец, конечно, был глубоко опечален таким наглым и жестоким требованием,
    “Любое падение человека начинается в тот самый момент, когда он начинает заявлять о своих правах, забывая о возложенных на него в то же самое время обязанностях “.
    Отец в притче позволяет сыну на собственном опыте почувствовать разницу между отчим домом и всеми прелестями самостоятельной жизни вдали от него.
    Самостоятельная жизнь сына заканчивается у свиного корыта, где он понимает, что рабы отца его живут лучше, чем он, - ведь они получали пищу трижды в день, а он не мог напитаться тем, что ели свиньи. И он желает быть его рабом, потому что он не достоин, быть его сыном. Поэтому он решает вернуться к своему отцу, ведь он осознал свой грех и скорее хочет в нем покаятся перед отцом.
    Очень важно понять, что все время, пока блудный сын отсутствовал, он, тем не менее, оставался с сыном – ведь отец не проклял его, а ждал с нетерпением. Однако это сыновство стало для младшего отпрыска внутренним сосудом, поскольку он по своей собственной инициативе прервал своё общение с отцом. Отпуская сына, отец как бы сказал ему: я люблю тебя, поэтому ты свободен и можешь уйти. Бог любит нас настолько, что Он не принуждает нас оставаться и пребывать с Ним напротив нашей воли. Он хочет, чтобы мы любили Его и служили Ему  свободно, чтобы мы жили в состоянии ответственного выбора. И когда младший сын уходил, отец не бросился к двери, не закрыл ее своим телом, говоря: остановись, я не позволю тебе уйти!  Бог не таков  – Он любит нас настолько, что позволяет сделать нам собственный выбор, даже зная, каковы будут последствия выбора неправильного.
    Однако Христос рассказывает не эту ожидаемую “справедливую” концовку, но поражает своих слушателей – отец в Его притче совершенно иной! Вероятно, каждый день после ухода сына отец думал о нем, пытался представить, где он и что он делает.
Возможно, он каждый вечер выходил на дорогу и смотрел, не возвращается ли его сын. Он надеялся и верил, что в один прекрасный день его чадо вернётся домой. И вот однажды он увидел вдали идущего человека. Это был его сын, идущий в некрасивой одежде. Но отец узнал его и сжалился и пал к нему на шею и стал его целовать.  Поцелуй значил то, что он его любит, как Бог нас после раскаяния в грехе.
     Было бы прекрасно и трогательно закончить этим притчу совместного радостного семейного праздника, однако в ней появляется персонаж старший сын, которого Христос вводит в историю, обращаясь к фарисеям. 


 

Притча о неверном управителе.

Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен, буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

      Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне.

Ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа простой еврейский народ, обремененный тяжелыми римскими налогами и податями на храм, десятинами в пользу священников и левитов, угнетаемый корыстолюбивыми кредиторами и мытарями, жил вообще в большой бедности и нужде. Но чем беднее был народ, чем сильнее сказывалась его нищета.

Современные Христу еврейские богачи слыли под именем «иерусалимских князей», проживали в Иерусалиме в собственных дворцах, устройством и роскошью напоминавших дворцы римских кесарей, а для летнего отдыха и увеселений устраивали еще загородные дачи. Они владели тучными полями, засеваемыми пшеницей, а так же виноградниками и садами масличных деревьев. Но главный доход им давали торговля и промышленность.     

 

Притча о немилосердном должнике.

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.  
         В притче говорится о самом главном уроке, который христианин должен знать из всего Евангелия. Иисус Христос хотел изменить обстановку мнения своих слушателей. И одним из таких вопросов, к которым обращается Спаситель это отношение между людьми и Богом, и отношение между самими людьми. Смысл этой притчи заключается в том, что Бог смотрит на нас глазами окружающих нас людей. И нельзя считать, что мы примирились с Богом и с ближним, держа за пазухой камень. “ Какой мерой мерите, такой мерой возмерется вам. То есть если прощаете, будете прощены. А если вы оставляете грехи ближних, и вам останутся.     


Притча о милосердном самарянине.

Однажды к Иисусу Христу подошел один законник и сказал: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус спросил его: «В законе что написано? Что ты читаешь в нем?» Тот отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего своего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и получишь жизнь вечную». Но законник спросил Иисуса: «Кто ближний мой?» На это Иисус сказал: Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той дорогой и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, проходя по тому месту, подошел, посмотрел и прошел мимо. Наконец один самарянин подъехал к нему и сжалился над ним. Он перевязал ему раны, возливая на них масло и вино, посадил его на своего осла, привез в гостиницу и позаботился о нем. На другой день, отъезжая, он дал денег хозяину гостиницы и сказал ему: позаботься о нем, и если что издержишь сверх сего, я отдам тебе, когда возвращусь. Кто же, спросил Иисус, из троих был ближний попавшемуся в руки разбойникам?» - «Конечно, оказавший ему помощь», отвечал законник. Тогда Иисус сказал: «Иди, и ты поступай так же».        
         Надо заметить, что некоторые иудеи считали обязанностью любить только своих друзей и только им оказывать помощь, а врагов своих ненавидели, как и мы часто делаем. Но Иисус Христос дал нам другой закон. Он говорил: «Любите врагов ваших, творите добро ненавидящим вас, молитесь за оскорбляющих вас, и как хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними. Самаряне были во вражде с иудеями, но, не смотря на то, один самарянин помог несчастному иудею. Научимся же из этой притчи, что надо любить всех людей, и попросим Бога, чтобы Он помог нам сохранить любовь даже и к тем, которые сами не любят нас и готовы сделать нам зло. Будем помнить заповедь: «Люби ближнего своего, как самого себя». Если представится нам возможность помочь кому-нибудь, то нечего спрашивать, друг он нам или недруг, добрый или злой, соотечественник или чужой. Кто бы он ни был, он нам ближний, брат наш, и мы должны с радостью помочь ему, чем можем: деньгами, если их имеем, добрым советом, трудом или участием. И смысл притчи таков: Подавая помощь ближнему, мы даем Самому Богу. Иисус Христос сказал: «Что сотворите одному из братьев Моих меньших, то Мне сотворите». Под словами «братья Мои меньшие» Он разумел всех несчастных, нуждающихся в помощи.





Притча о Сеятеле.

Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!
         Говоря с множеством народа, Иисус часто учил их с помощью притч - простых историй об обычных событиях, обстоятельствах и вещах, которые его слушатели легко могли понять. Большинство из тех, к кому обращался Иисус, были простыми людьми, и Он знал, что Его весть будет интересна даже детям, если Он изложит ее, используя такие наглядные истории.
         Семя есть Слово Божие.  Упавшее при пути суть слушающие, к которым потом приходит Дьявол и уносит Слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. Земля на дороге обычно твердая и утоптанная. Прежде чем семя может пустить корни, сатана приходит и уносит его (прежде чем люди смогут понять, принять Слово и обрести спасение). 
         Упавшее на каменистую почву - радостно принимают Слово и начинают расти, но, когда приходит время соблазнов или испытаний, или гонений за Слово, они поддаются искушениям. Но такие люди просто "не имеют корней", глубины, они неглубоки и никогда по-настоящему не встают, не растут и не начинают приносить плодов.          
         Упавшее семя в тернии – это те люди, которые верят в Бога, но не желающие изменять свой прежний образ жизни и, тем самым заглушая и уничтожая свой плод. Их сердца и ум разделены надвое. Христос указывает, что такое терние – это «заботы, богатства и наслаждения житейские», смертельные для нашей духовной жизни.      
         «Добрая земля», хорошая почва – это люди с искренним сердцем, которые слушают Евангелие, живут по нему и поэтому приносят обильный духовный урожай. В отличие от других неплодородных земель, эта четвертая земля принимает Слово и оставляет его в себе, хранит его и терпеливо бережет его, пока оно не вырастет, не разовьется и не принесет плоды во Славу Божию!     

         Притча призывает каждого задуматься, какого состояние нашего сердца. Мы должны сами решить, каким типом почвы хотели бы стать. А Бог готов изменить наш внутренний мир, чтобы Слово Его пустило в нас корни, выросло, и затем наша жизнь помогла возрастить семена Евангелия в сердцах других людей.




© Создание сайта IT Pegas Studio - www.pegas-studio.net