Христианское отношение к телу

Дипломная работа

Выполнила: Бердникова Екатерина
Руководитель: иерей Лаврушин

Санкт – Петербург
2010 год

«И сказал человек: вот,
это кость от костей
моих и плоть от плоти
моей; она будет
называться мне женою…
…и будут два одна плоть.»

(Быт. 2,23-24)

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что они наги…»

(Быт.3,6-7)

Так был совершён первый грех людей: дерзостью, непослушанием, самооправданием...И когда первые люди увидели, что они наги, им потребовалась одежда, и появилась у них потребность ухаживать за своим телом.

Тело-дом Божий, дом души. Только при его помощи душа может существовать в материальном мире и общаться с душами , потому что душа невидима. Но она главное в человеке. Так что мы друг друга не видим, а видим только «дома», в которых живем. Но пока мы живем, они для нас очень ценны: мы не можем ни отдать, ни продать, ни переселиться из одного в другой. И как бы ни развалился наш дом, пока мы существуем, мы должны в нем жить. Поэтому нужно заботливо относиться к телу, следить, чтобы все его органы были в порядке, и никогда не позволять, чтобы кто-нибудь другой причинял ему вред. И, конечно, не причинять вред другим людям и их телам, ведь мы все созданы по образу и подобию Христа, значит причинить боль или иную скорбь человеку, нашему ближнему, то же самое, что причинить худое действие Самому Спасителю.

У людей только одна пара глаз, и, конечно, их надо беречь. Несомненно, наше тело заслуживает уважения. Оно дано нам богом, разумно и даже премудро устроено. Никакая машина не сравнится в совершенстве. Мы должны ценить наше тело, беречь его здоровье в целости как драгоценный дар Божий! Наше телесное здоровье мы должны передать своим детям…

Христиане знают, что мы воскреснем в том же теле, предстанем на Суд Божий. Церковь учит нас, что тела всех людей соединятся с их душами, восстановятся, где бы и в каком состоянии ни находились.

Душа и тело очень тесно связаны. Со временем на лице «отпечатываются» страсти: если с ними не борются, они становятся видны всем. Еще грехи «отпечатываются» болезнями, а грехи против тела прививают душе страсти, от которых она не сможет отказаться во время воздушных мытарств, если на земле привыкнет к ним, а не будет сопротивляться телу. По воскресении из мертвых каждое тело своим видом будет свидетельствовать о грехах, совершенных человеком при жизни.

Еще тело- не только жилище нашей души, но и храм Духа Святого, потому что наша душа лучшей, высшей, духовной частью соединяется с Богом. Когда мы причащаемся, мы принимаем в себя Самого Христа. При этом причащается и освящается и душа и тело. А осквернить храм Духа Святого- великий грех…

В первую очередь мы оскверняем его плотскими грехами: чревоугодием и блудом. Грех блуда- очень страшный грех. В писании ясно сказано, что блудники не войдут в Царство Небесное. Эти грехи не только губят душу, но и губительно действуют на здоровье. Тело оскверняется и простым кривлянием, а также пренебрежением к чистоте.

Что сказать о макияже? Во-первых, косметика-ложь, а отец лжи- диавол. Вот и получается, что девочки. Которые красятся, сами того не сознавая, служат диаволу. Господь, видя эту ложь, часто открывает ее и посрамляет таких крашеных девочек: то дождь пойдет - у них волосы разовьются, ресницы «потекут» по щекам; то они не успеют или забудут накраситься,… Но есть и другие причины, по которым краситься грешно. Зачем это делается? Допустим, девочка подражает взрослым женщинам: певицам, актрисам, манекенщицам. Ну, а те зачем красятся? Чтобы привлечь внимание мужчин, прельстить их видимой красотой. В древности красились только блудницы - женщины позорного поведения, которые прельщение мужчин сделали своей профессией. Но и это не совсем главное. В раскрашивании себя содержится хула на Бога, потому что через родителей Он наделяет именно таким, а не иным внешним обликом. Люди очень разные. У одних правильные черты лица, у других- не очень. Нельзя думать, что одного Господь любит больше, чем другого. Просто Он каждого ведет своим путем к одной цели - к спасению. Вера в Бога предполагает и веру в Его благой Промысел о мире и о каждом человеке. Человек создан по образу Божию. И, произвольно внося изменения в свою внешность, он хулит образ Божий. Девочка, которая красит губы и ресницы, завивает волосы и так далее, тем самым как бы говорит Господу: «Господи, мне не нравится, какой Ты меня сделал. Я считаю, что меня Ты сделал плоховато, а вот ее лучше. Мне Ты дал светлые брови, короткие ресницы, а я хочу темные, длинные. И раз Ты мне этого не дал, я сама себе их сделаю!»

Это красота в мирском понимании, а красота у людей церковных- это нечто совсем иное. Главное- красота души, эта красота внутренним светом освещает и лицо, и движения, и всю жизнь. Наделенный ею человек не то чтобы «красив»- прекрасен…

Николай Заболоцкий

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то, что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

1955

Поэт, написавший это стихотворение, не был православным христианином, но красоту он понимал по- христиански.

Пища имеет в нашей жизни большое значение, особенно для тела. Ни для кого не секрет, что пища дает энергию, но это только если правильно питаться. Поэтому поговорим о чревоугодии. Все живое должно питаться. Какое- то время человек может обходиться совершенно без пищи и даже без питья, пока в его теле есть запас питательных веществ, но потом начинается необратимый процесс гибели, который уже нельзя остановить человеческими средствами. Даже если начать голодающего хорошо кормить, он уже не выживет, но это не значит, что, чтобы быть здоровым, надо много есть. Вы, конечно, видели очень полных, даже тучных людей, что им тяжело переставлять ноги. Это бывает от избытка пищи: организм не справляется с ее переработкой, то есть перевариванием, и лишнее превращается в жир. Такие люди не живут, а мучаются: им тяжело дышать, трудно подобрать одежду, неудобно сидеть, стоять…

Среди них, возможно, есть чревоугодники, но большинство этих несчастных просто больны. Они уже не могут не есть очень много.

Чревоугодник - тот, кто не хочет воздерживаться, а больной человек голоден, если не съест очень много…

Есть также грех лакомства, когда человек не просто не воздерживается, а выбирает, что по- вкуснее, хочет «перекусить».

Многие грехи, и чревоугодие в их числе, происходят от того, что тело не хочет подчиниться душе. Например, тело требует: «Хочу еще торта!» Душа пытается возражать: «Подожди, ведь ты объешься…» Но потом уступает и становится не госпожой, а рабыней тела. Ей уже и самой кажется, что надо съесть еще, да побольше, да повкуснее. Зато, когда мы постимся, все встает на свои места. Тело заявляет: «Хочу мороженого!» А душа ему твердо отвечает:«Не будет .тебе ничего скоромного: сегодня пятница, все христиане постятся, и я тоже христианка.»

В этом великая польза поста: он приучает нас подчинять свои телесные потребности нашим душевным нуждам. Так же во время поста люди воздерживаются от брачных отношений.

Есть такой грех, когда человек вступает в брачные отношения не со своим супругом- мужем или женой, - а с различными посторонними людьми. Когда он вступает в такие отношения без благословения Церкви- то есть венчания. Наконец, когда эти брачные отношения происходят не в семье, не для рождения детей, а просто так, по греховной прихоти. Выше уже говорилось о его губительном действии, но самое страшное, что блуд как любой другой грех «вызывает привыкание». Очень трудно будет душе и телу приучиться к новой, целомудренной жизни. Стремление полов (женского к мужскому, и - наоборот) является настолько естественным, что не вызывает у нас никакого смущения. Своей телесной жизнью человек ничем не отличается от животных и состоит она в удовлетворении потребностей нашего тела. Эти потребности многообразны, но, в общем, они сводятся к двум основным инстинктам:

Самосохранения;

Сохранения и продолжения рода.

Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу все живых существ с понятной и разумной целью.

«…и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь…»

(Быт. 1, 28)

Творец не сказал «блудите и размножайтесь», но если взрослые будут убивать ростки первых чистых чувств наших подростков, то окажутся на стороне противников Творца, сказавшего: «плодитесь и размножайтесь». Опасаться надо одного, чтобы юноши и девушки не впадали в блуд.

«Бегайте блуда; всякий грех, какой человек делает, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Духа Святого, Который имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогой ценой. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.»

(1 Кор. 6, 18-20)

Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в дружбе с противоположным полом выражает, в сущности, потребность в любви. Однако любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Несмотря на демократизацию общества, отношения между молодыми людьми остаются не так уж элементарны и просты, как кажется взрослым. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован, что создает некую нормативную неопределенность. Большая часть вопросов, задаваемых подростками, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не сознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, например на свидании, и т.п. Ухаживание - игра по правилам, которые с одной стороны просты, с другой - довольно неопределенны. Однако, отношение родителей к дружбе детей, возникнувшему у них раннему и первому чувству влечения к представителю противоположного пола не должно вызывать у них чувства подозрительности, черного негатива. Наоборот, необходимо ненавязчиво оказывать внимание, как бы говоря: мы, родители, всегда готовы тебе помочь. Это предаст детям уверенность и защищенность от неожиданного наплыва чувств - плохих советчиков разума.

Тем не менее, родителям необходимо иметь ясное представление об окружающей нас действительности, о ее духовно – экологической атмосфере, об ошибках, свойственных образу жизни современной молодежи и о тех упрямых фактах, о которых нам повествует статистика социальных опросов.

«В России 30% школьниц приобретают «опыт» в 14-15 лет. Каждая пятая искушенная девушка и каждый второй юноша почти совсем не знали своего первого партнера. 42% опрошенных 25- летних женщин жалеют о том, с кем и когда это произошло. 41% российских студенток готовы выйти замуж без любви. У современных подростков выявляется ранняя сексуальная активность: от 30% до 50% юношей и от 20% до 30% девушек до 16 лет живут половой жизнью. Ежегодно в России рожают 50-60 тысяч (а сколько делают аборты) несовершеннолетних женщин, а количество детей отказников неумолимо растет. «Вполне понятно, почему результаты «сексуального бунта» у нас гораздо плачевнее, чем на Западе, который, словно опомнившись, сегодня уже ратует за возврат к традиционным духовно-нравственным ценностям. Подрастающее поколение ограждают от неблагоприятного воздействия средств массовой информации. Во многих странах существует четкое разграничение между дневным и вечерним телевещанием. Для того, чтобы телевизор не оказывал вредного влияния на детей во время работы их родителей, показ и реклама эротики, сцен насилия и растления запрещается. На открытых каналах Франции (с 6до 22) и Великобритании (с 6до 21) мы не увидим крови, натуралистических сцен, вульгарных и пошлых сюжетов.

«Упадок нравственности в российском обществе»… Проблема эта обширная, но ее фундаментальной частью является учение о целомудрии как обязательной христианской добродетели. Но о каком целомудрии можно вести речь, когда средства массовой информации внедряют в сознание человека культ силы «золотого тельца», а хрупкие юные души забрасывают грязью бесстыдства на уроках полового воспитания школьника?

Политическая элита России или что-то не понимает или лицемерит, когда непременно присутствуя в храмах на богослужениях с видом кающихся грешников, одновременно позволяет средствам массовой информации безнаказанно развращать свой народ, а всяким сектам прельщать и губить православную паству. А часто ли мы видим, чтобы наши известные политики, артисты, журналисты, писатели, предприниматели по телевизору или по радио выступали и говорили о покаянии, нравственных и моральных ценностях? Нет! Зато обильным грязным потоком льется из «колдовского ящика» ложь, клевета, подвергаются осмеянию любовь, семья, честь-благочестие, Родина, патриотизм. С экранов телевидения на людей каждый день обрушивается сатанинский хохот цинично веселящихся растлителей душ. Сегодня главная задача телевидения - заменить реальность на виртуальность. Если Церковь говорит о духовном мире, то оно вводит человека в мир зримых духов.

Раньше была очень сильная цензура, но все захотели демократию. Демократию – пожалуйста. Не оставили вообще никакой цензуры, смотри, читай, что хочешь, а, что не хочешь, тоже смотри. Многие родители (такие же легкомысленные, как государство) полагают, что эта ядовитая смесь всех пороков не коснется их детей. Но вот немного статистики, например о наркозависимости подростков. Эпидемией охвачена, прежде всего, Европейская Россия, а также Север, Урал и Дальний Восток.

«По данным исследования наркотики потребляют 13,1% детей, подростков и молодежи от 11 до 24 лет. Это 4 миллиона человек.

Наиболее велика доля приобщенных к потреблению наркотиков среди учащихся ПТУ. Она в 5 раз выше, чем среди учащихся школ, и в 2,5 раза выше, чем среди студентов техникумов и ВУЗов. Среди подростков и молодежи доля «потребителей» в мегаполисах в 2 раза выше, чем в сельской местности. Отмечено усиление жестокости и общественной опасности подростковой преступности, которая достигает 80% от общего количества преступлений. В общей численности несовершеннолетних, совершающих преступления, растет число лиц, моложе 16 лет».

Возвращаясь к наркотическим средствам, ведь это не только сам наркотик (аудионаркотик, «таблетки», «трава»), это любое из человеческих изобретений, которые изначально были придуманы с хорошей целью, но человеку по его греховности свойственно все извращать…

Тот же телевизор, если смотреть познавательные, религиозные передачи - это хорошо, а если смотреть их же без меры, забывая обо всем, то телевизор уже приносит вред. Проще говоря, наркотик, это то, что вызывает зависимость. Наркотиком может быть еда, вернее лакомство:

Говорят, «жвачка», то есть жевательная резинка, защищает зубы от кариеса. Возможно, это действительно так, но, с другой стороны, она вредна для желудка: человек жует – желудок ждет, когда в него попадет пища, вырабатывает желудочный сок, а пища не поступает. Желудочный сок выделяется впустую и наносит большой вред пищеварительной системе. Кроме того, эта привычка - постоянно жевать, подобно жвачным животным, не для христиан. Это некрасиво, не уважительно по отношению к собеседнику и, как выяснилось, вредно.

Чай и кофе вызывают привыкание и вредят здоровью. После крепкого чая и кофе человеку кажется, что он что-то съел, а на самом деле эти напитки ничего питательного телу не дают и действуют только как возбуждающие. Возбуждающими называют такие средства, которые действуют на организм, словно бич: после них деятельность тела увеличивается, а силы не прибавляются. Большую ошибку мы делаем, если прививаем с юных лет себе излишние потребности. Гораздо лучше быть самому господином своего тела, чем подчиняться его капризам.

К водке тоже можно привыкнуть и нуждаться в ней. Это большое горе для многих семей: когда взрослый мужчина не может не пить спиртных напитков, хотя опять-таки, винно-водочные изделия сами по себе не являются злом. Его делают таким люди. Вспомните Священное Писание, ведь Христос сам пил вино, когда был на свадьбе. А на литургии мы причащаемся Телом и Кровью под видом хлеба и того же вина. Зло - это пьянство, когда спиртным злоупотребляют, пьют до того много, что теряют контроль над своими действиями, перестают понимать, где находятся и кто перед ними… Пьяный и сам не знает, чего от себя ждать. В состоянии опьянения человек способен на самое ужасное преступление, даже убийство, способен загубить свою и чужую жизнь, навсегда погубить свою душу… Хуже всего, что к пьянству быстро привыкаешь, и организм уже начинает нуждаться в вине. Человек, высшее творение Божие, становится рабом бутылки, его охватывает страсть винопития, и только чудо может его спасти…

Если пьянство - великое зло для мужчины, то еще хуже оно для женщины. Во-первых, она быстрее приобретает зависимость от спиртных напитков и скоро уже не сможет не упиваться допьяна, во-вторых, ее труднее вылечить от алкоголизма. И, наконец, если женщина-пьяница захочет стать матерью, она не сможет родить здорового ребенка: часто у таких женщин рождаются уроды, с большой головой, бессмысленным взглядом; они многому не могут научиться, мало понимают…

Есть еще одна вредная привычка - вредная и для тела, и для души. Это курение. К сожалению, многие люди курят. К табаку привыкают очень быстро, особенно в отрочестве и юности, а отвыкают с великим трудом.

Табак очень вреден для нервной системы. Он парализует нервы и отнимает у них силу. Человек, привыкший к табаку, под влиянием его перестает ясно ощущать свою усталость или нездоровье, потому что нервы, которые должны были дать ему знать об этом, притупляются и работают плохо. Табак действует на сердце, заставляя его биться слишком быстро; от этого оно слабеет, и жизнь человека сокращается. Сотни, тысячи детей умирают от младенческого паралича, потому что их отцы слишком много курили.

Женщины часто теряют здоровье от того. Что их мужья очень много курят, и воздух в квартире постоянно насыщен табачным ядом. Не раз проводились исследования в школах, которые показали, что курящим мальчикам учеба дается гораздо труднее, чем некурящим, потому что у первых и память притупляется и сообразительность слабеет.

Очень многое зависит от женщины. Ведь почему многие мальчики начинают курить? Потому что они хотят выглядеть взрослее в глазах девочек, хотят казаться настоящими мужчинами. А девочки не только не останавливают их, но и одобряют их курение, видя в нем какую-то удаль, молодечество. Некоторые девочки и сами тянутся за ребятами, тоже начинают курить. Как это ужасно! Дурной запах изо рта, желтый налет на зубах, серый, землистый цвет лица, ранняя старость, заболевания легких - вот, что ждет таких ребят. Не думаю, что такие курильщики смогут родить когда-нибудь здоровых и сильных детей. А юноши, между прочим, втайне презирают курящих девушек. Они могут с ними посмеяться, поразвлечься, но когда будут выбирать себе жену, спутницу на всю жизнь, то обязательно предпочтут девушку без вредных привычек.

Этой привычке есть противоречие и с духовной точки зрения.

Фимиам (ладан) - душистая смола, добываемая из некоторых пород деревьев, произрастающих в ближней Азии (например, Ливане) и южнее. Это вещество с глубокой древности употреблялось в Богослужениях. Можно предположить, что фимиам употреблялся при молитве и жертвоприношениях задолго до Синайского законодательства, потому что Господь, давая Моисею наставления об употреблении фимиама, говорит о нем, как о веществе знакомом.

Главное-дым каждения символизирует и благоухание молитвы, восходящей к Богу, и нисхождение, дыхание Духа Святого на верующих и на весь мир. А если человек воскуряет не ладан, а табак, то это символ не Божьего присутствия, а радости сатаны.

Курение – привычка из числа тех, от которых почти невозможно избавиться. Чаще всего супруг поддается влиянию другого супруга и начинает пить, курить и так далее. После подчинения греху человек «теряет личность», поддаваясь дурному влиянию «падает» авторитет добра. Вскоре, такие «семьи» распадаются, потому что в них нет Бога, нет любви...

А какие виды любви бывают?

Начнем с самых «низких»:

1) плотская любовь;

О ней говорилось выше, а вот ее последствия. Такой любовью живут люди, желающие удовольствий, а какие могут быть удовольствия, если женщина вдруг забеременеет?! Аборт - следствие блуда.

Аборт - единственное медицинское вмешательство, итогом которого является не улучшение здоровья пациента, а вред: здоровье женщины подрывается. А второй пациент – ребенок – убит.

Очень часто в клинической практике врачу приходится сталкиваться с осложнениями аборта и нарушениями детородной способности женщин.

Беременность – нормальное физиологическое состояние женского организма, который в первые же часы после оплодотворения настраивается на вынашивание, рождение и вскармливание ребенка. В результате аборта эти тонкие механизмы грубо нарушаются, что всегда приносит вред женскому здоровью, зачастую непоправимый.

Аборт отражается на здоровье будущих детей. Такие младенцы бывают ослаблены физически. Постабортный синдром – это сочетание психических симптомов или заболеваний, которые появляются вследствие переживаний после аборта. Данное явление подробно описано в зарубежной литературе. Доктор Сьюзен Стенфорд из США, которая сама прошла через аборт, пишет: «Я не знаю, у кого из людей сердца так сломаны, как сердца женщин после аборта».

Психологи отмечают, что женщина после аборта не чувствует себя освобожденной, а наоборот теряет внутренний покой. После аборта разрушаются базовые отношения между супругами, очень часто такая ситуация ведет к распаду семьи. Еще чаще распадаются отношения, которые были вне брака. Сотни женщин признавались в том, что не могут любить того мужчину из-за которого прервали беременность. Нередко проявлялось сексуальное безразличие, возникало чувство неприязни, даже ненависти к несостоявшемуся отцу ребенка. Как соучастников того, о чем оба не хотели бы вспоминать, их тяготит общество друг друга.

«С точки зрения современной биологии жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума.»

(Профессор кафедры эмбриологии Д. В. Попов;
Заведующий кафедрой эмбриологии, профессор В. А. Голиченков)

Аборт – убийство, гласят законы всех стран века. Аборт также является покушением на самоубийство. Медицина говорит, что смерть - вполне вероятный исход для женщины, совершившей аборт. Убийство нерожденного ребенка является грехом, за который родители будут отвечать пред Богом. Материальное благополучие не может быть построено на крови. Люди считают себя вправе распоряжаться чужой жизнью, омрачают свою совесть и берут на душу такой великий грех! Аборт – всегда ложный шаг.

Делая операцию по прерыванию беременности, врач дважды нарушает клятву Гиппократа: во-первых, клятва Гиппократа прямо запрещает подобные действия, во-вторых, нарушается первая заповедь медицины-«не навреди».Поскольку неродившийся человек, как и взрослый, имеет свою бессмертную душу, то после смерти произойдет встреча родителей с душами убитых детей.

«Чистота – добродетель, противоположная блудной страсти, отчуждение тела от впадения в грех и от всех действий, приводящих к греху.

Некоторые утверждают, что впадение в блуд телом и умом и сердцем есть преступление одинаковой тяжести и значения. Несправедливое мнение! Услаждение блудными помыслами и ощущениями есть блуд сердца и осквернение человека, соделывающие его неспособным к общению с Богом, а блуд тела есть изменение в человеке всего его существа от смешения с другим телом, есть совершенное отчуждение от Бога, есть смерть. Чтобы выйти из первого состояния нужно истрезвиться; что выйти из второго, должно воскреснуть покаянием».

(Святитель Игнатий Брянчанинов)

2) любовь к ближним;

Бог заповедовал нам любить наших ближних как самих себя. Наш Всемилостивый Господь именно так и делал, когда Его оклеветали, избили, поносили….И все это время Иисус шептал, молил Своего Отца простить людей, потому что мы не ведаем, что творим. Так и нам надо по примеру нашего Человеколюбивого Господа прощать нашим ближним все промахи, потому что сами нуждаемся в прощении.

«Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя по правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку; отдай ему и верхнюю одежду……просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.»

(Мф. 5, 38-42)

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.»

(Мф. 5, 23-24)

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…»

(Мф. 5, 44)

3) любовь к Родине, патриотизм.

Мы в Церкви чтим память воинов, убитых во время Великой Отечественной Войны и других. Еще в начале жизни людей, когда они только начали заселять планету, мы замечаем патриотизм, которого в наши дни почти не осталось. Как первые люди радели за свои земли, как защищали Божьи храмы! Братья Борис и Глеб были воинами и помогали(уже в Царстве Небесном) своему потомку Александру Невскому в освобождении отеческих земель. Сергий Радонежский благословил поход на Москву и дал послушание двум монахам-воинам помогать в ратных делах. Во время Второй Мировой войны и блокады Ленинграда многие подвижники молились за Русскую землю, не смотря на коммунистическую партию и ее запреты, носили с собой иконки, нательные крестики, молитвословы…

Сейчас молодые люди неохотно идут в армию. Им бизнес и предпринимательство нужнее. Сейчас – главное поднять финансы и экономику, а на военную мощь России не очень-то смотрят. Женщины, то ли видя такое положение и подсознательно понимая, что так дело не пойдет, то ли сознательно спихивая мужчин на женское место, идут в армию и флот сами. В государстве нет порядка, обычный, традиционный порядок никому не нравится: женщинам надоело стирать, убирать, готовить…, а мужчинам надоело воевать. Но не все понимают, что долго воевать и бороться с врагом женщина просто физически не сможет, она, как бы ни была патриотична, не так уж и сильна, а мужчина каким бы хорошим в отраслях производства ни был и какими бы знаниями не обладал, без военной службы изнежится. Да и спорить с природой бесполезно, рано или поздно они оба поймут, что это не то, что им нужно. Мужчина захочет почувствовать, что он настоящий мужчина, а женщина захочет снова стать «хранительницей очага», тем более что мужчина не «запрограммирован» Богом на рождение и воспитание детей, Господь сотворил его добытчиком, кормильцем, главой семьи.

Другое дело, если человек хочет остаться с Богом и уйти от мира, но как говорилось выше, монахи тоже воевали и православная церковь за патриотизм. При больших монастырях организуются секции по борьбе, костюмированные турниры, театральные постановки знаменитых на Руси сражений.

4) любовь к Богу;

Нужно очень сильно любить Бога, чтобы отказаться от всех благ мира сего и уйти в монастырь.«В великом лике прославленных на Руси угодников Божиих много было и святителей, и преподобных, и праведных, и юродивых. Но мучеников на Русской земле было лишь несколько за все прежнее время. «Пресветлое мученическое воинство» почти не существовало в небесной русской Церкви. Настало время восполнить его ряды. К небольшому числу мучеников и страстотерпцев, пострадавших в прошлые века, присоединилось ныне несметное число новых, пострадавших в годы революций, смуты, войны, страстотерпцев и мучеников. Среди них и последний Царь, потомок и приемник крестителя Руси, со всем своим Семейством, и тезоименитый Крестителю Руси первоиерарх ее купели, и иерархи, и князья, бояре, воины, иереи, монахи, ученые и некнижные, горожане и селяне, знатные и простолюдины. Вся Русь залилась мученической кровью, она вся освятилась ей.

Блаженна ты, земля Русская, очищаемая огнем страдания!»

(Архиепископ Иоанн)

«В мученических Актах рассказывается, что когда консул Пасхазий, в царствование Диоклетиана, святую деву Лукию, из Сиракуз в Сицилии, приказал отдать в публичный дом, она отвечала: «Тело никогда не сможет вступить в преступную связь, когда нет на то согласия души. Если совершат надо мной насилие, непорочность моя удвоится, и я получу венец». Впрочем, если приходилось выбирать что-либо одно из двух: смерть или бесчестие, христианские девы и жены с радостью и решительностью выбирали смерть. Они скорее соглашались потерять жизнь, чем лишиться девства, охотнее шли ко львам, чем к содержателям публичных домов».

(А. Лебедев)

«Претерпевший до конца, тот спасен будет».

5) любовь православных супругов;

«В мире, где вся и все идет вразброд, брак-место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся единым, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом - самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, оказываются единством».

(митрополит Антоний Сурожский)

«Почему семья кажется наиболее удобной средой для спасения? В семье человек непосредственно открывает свои чувства, а при посторонних - он скрывает свой внутренний мир. В обществе, например, человек услыхав что-либо недоброе о себе, сдерживается, скрывает свое раздражение, старается показаться иным. Греховное движение его духа остается скрытым; он живет лицевой, показной стороной своей, а не внутренней. В семье же он не прячет своего действительного состояния – он изольется, не постыдится выявить свое греховное состояние в слове или действии. И скрытый греховный мир обнаруживается и перед семьей, и перед близкими, и перед самим собой. Таким образом, человек – при правильном отношении к себе и вопросу о своем спасении – в условиях семьи легче может уяснить себе, что в нем греховного, уяснить то, что отделяет нас друг от друга.»

(протоиерей Сергий Четвериков)

«Жена злая будет дана мужу грешному, и дана будет, как горькое противоядие, которое иссушает худые соки грешника.»

«Любовь мужа к жене должна быть постоянна и так тверда, что могла устоять против всех несчастий, огорчений и искушений».

«Не будет ни согласия, ни любви между супругами, когда каждый из них станет требовать любви и преданности от другого, не стараясь сам об исполнении своих обязанностей. Это служит основанием ни мира и согласия, а раздора; ибо в этом высказывается не любовь и снисходительность, а упорство и надменность. Поэтому, лучшее средство сохранить супругам мир есть взаимное уважение к своим обязанностям и старание неукоснительно исполнить их».

(святитель Иоанн Златоуст)

«Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже в нашем безнравственном мире молодой женщине можно сохранить незапятнанной свою душу, излучая святую, бескорыстную любовь.

***

Женщина наделена даром сочувствия, деликатности, умения вдохновлять. Это делает ее похожей на посланца Христа с мессией облегчить человеческие страдания и горести.»

(выписки из прочитанных книг, сделанные
Императрицей Александрой Феодоровной)

Подведем итог:

Чтобы достичь Царствия Божьего нужно заботиться не только о душевных качествах, но в земной жизни внимательно относиться к телу, как дару, данному нам Богом, «дому для души». И не только к своему, но и к чужому – не причиняя вреда ближнему, как физического, так и морального, т.к. было сказано выше, все внутренние страсти, а как следствие - душевные расстройства и болезни отражаются на теле. Необходимо вести ежедневную борьбу со своими страстями, воздерживаясь телесно, понуждая себя к труду, работе над собой.

Список используемой литературы:

  1. Новый Завет
  2. А. Грачев «что необходимо знать каждой девочке»
  3. В. Грозовский «Православное воспитание мальчиков и девочек переходного возраста»



© Создание сайта IT Pegas Studio - www.pegas-studio.net