Господь вознесся на небеса, да пошлет Утешителя миру

Ты вознесся во славе, Христос Бог наш, обрадовавши учеников Своих обещанием Святого Духа, когда они через благословение Твое совершенно убедились, что Ты есть Сын Божий, избавитель мира.

Тропарь праздника Вознесения (русский перевод)

Дорогие братья и сестры!

Сегодня Православная Церковь торжественно вспоминает Вознесение Господа Иисуса Христа на небо. Краткие упоминания об этом событии содержатся в Евангелии от Марка и от Луки. Более подробно о событии Вознесения говорится в книге Деяний апостольских, отрывок из которой читается на праздничной Божественной Литургии.

Вознесение Господа на небо имеет глубокий смысл, и апостолы не смогли его сразу понять. В книге Деяний повествуется, что Христос после своего Воскресения в продолжении сорока дней являлся Своим ученикам и говорил им о Царствии Божием и об устроении Церкви на земле. Воспитанные на мессианских обетованиях и ожидавшие восстановления Израильского Царства апостолы смотрели на своего учителя как на земного царя. Их ожидания земного царства были настолько сильны, что и в самый день Вознесения апостолы спрашивали Его: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян.1, 6).

Растерянность апостолов во время Вознесения Иисуса Христа была так велика, что они стояли и, не отрываясь, в недоумении смотрели на небо до тех пор, когда вдруг предстали им два ангела и сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо?» (Деян.1, 11) . Апостолы не понимали, почему после великой победы над смертью – после Воскресения – Господь оставляет их.

Каков же смысл и значение Вознесения Господа на небо? Чрезвычайные!

Важность и значение для христиан, для всей Церкви Вознесения Господня подтверждается пророчествами и прообразами о нем. Пророк Илия, восшествием на небо в огненной колеснице, прообразовал Господне Вознесение. Пророки Исаия и Захария говорили о нем, называя местом Вознесения гору Елеонскую. Особенно же Царь Пророк псалмопевец Давид вдохновенно, пророчески восклицает, как бы видя восхождение Господа на небеса: «Взыде Бог в воскликновении и Господь во гласе трубне» (Пс.46,6). Дух Святой повелевает Небесным силам отворить Искупителю врата вечного Царства Славы: «Возмите врата князи ваша и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» (Пс. 23,7). Ангелы восклицают: «Кто есть сей Царь славы» – «Господь сил, Той есть Царь славы».

Грех, который совершили первые люди, повлек греховное повреждение всей природы, отделение человека от Бога, изгнание его из рая. Человек из господина над землею превратился в смертного человека, зависимого от «сил природы». Грех отделил землю от неба и сделал всех людей преимущественно земными, обращенными к земле и живущими земными интересами. Чтобы избавить человека от этих гибельных последствий и вернуть людям небо как вечный дом и родную обитель, происходит воплощение Сына Божия. Св. Афанасий говорит: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом». Совершив Своей крестной смертью дело искупления, Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых и Своим Воскресением победил грех и вечную смерть.

Вознесение Иисуса Христа на небо и есть завершение Его земного служения. Оно открывает Райские двери и вводит нас в вечное блаженство. Вознесение на небо и седение одесную Отца означает полное и окончательное спасение и обожение человеческого естества: нет разделения небесного и земного, ибо в небесах сидит на престоле Бог, носящий человеческую плоть. В Вознесении утверждается сила Рождества Христова, ибо знаменует нерасторжимость божеского и человеческого естества. Вознесение есть сила Воскресения, т.к. воскресший обрел Себе власть вознестись на небо с пречистою Своею плотию. Вознесение есть прославление человеческого естества, о чем свидетельствует своими неложными словами Господь: «и славу Твою, которую Ты дал Мне, Я дал им... Отче» (Ин. 17,24).

Вознесение Спасителя есть освящение всей видимой природы, ибо человеческое тело Христа состоит из всего того же вещества, из которого состоит и видимый, тварный мир, от самого простого до самого непостижимого. И когда Иисус Христос возносится на небо, Он не только наше человечество, Он все видимое творение вносит в глубины Божественной действительности. И таким образом в Вознесении как бы преодолеваются так называемые законы природы, всегда влекущие вниз, всегда низводящие и порабощающие человека.

Но важность Вознесения Господа состоит не только в завершении искупительного дела Христова, но и в том, что оно пролагает путь к схождению в мир Духа Утешителя, оно служит созиданию на земле Церкви Христовой. Вознесение есть основание и предварение Пятидесятницы, как свидетельствует богослужебное песнопение: «Господь вознесся на небеса, да пошлет Утешителя миру» (стихира Всенощного бдения на «Господи воззвах») .

Вспоминая все это, Церковь отмечает сегодня праздник Вознесения – праздник неба, открытого человеку, – ибо небо – это имя подлинного человеческого призвания, небо есть истинное завершение праведной жизни христианина. Неслучайно праведника называют небесным человеком или гражданином неба.

Апостолы сначала стали скорбеть о том, что Господь их оставляет, но Он даровал им утешение. Господь утешил их Своим благословением, Он утешил их словами: «Иду уготовать место вам». Господь поддержал Своих учеников, послав двух ангелов, которые возвестили им о том, что «Сей Иисус опять придет таким же образом, каким видели Его восходящим на небо» (Деян.1,11). Особо хочется обратить внимание на то, что при Вознесении Господь «благословлял» (Лк.24, 51-53). Это благословение, по объяснению святителя Филарета, не прекращается... Господь продолжает благословлять свою Церковь и всех верующих в Него... В самом разлучении проявилась любовь Божия к людям. Хотя Спаситель вознесся Телом Своим на небо, Он в то же время, по Божеству пребывает с нами неотлучно, говоря в лице апостолов всем верующим: «Не оставлю вас сиры: приду к вам...»(Ин. 14,8-19) и «Аз есмь с вами во вся дни, до скончания века»(Мф.28,20). Аминь.

Настоятель церкви Вознесения Господня г.Колпино протоиерей Серафим Сологуб




© Создание сайта IT Pegas Studio - www.pegas-studio.net